Одним из главных факторов, влияющих на прибыльность любой компании, является производительность ее персонала. Если ежемесячный доход бизнеса или организации сработал «в плюс», а в другом месяце потерпел значительные убытки, на это влияют конкретные, измеримые причины. Одна из них может считаться – неэффективная деятельность менеджеров и продавцов. В крупных компаниях отследить качество труда каждого сотрудника физически сложно. Кто просто просиживает своё время, а кто трудится «за двоих»? Кому нужно выплатить премирование или бонус, а кого уволить из-за некомпетентности? Для ответов на эти вопросы используется специальная метрика KPI, в числовом значении отражающий результат и качество действий за определенный период времени. Зачем нужен и что он обозначает? Как применяется на практике? Попробуем разобраться и рассказать вам об экономической важности этого коэффициента.
Аббревиатура KPI расшифровывается как «Key Performance Indicator». С английского этот термин переводиться как «ключевой показатель эффективности». Данная величина демонстрирует результативность в достижении поставленных задач и целей. Применяется для отслеживания разноплановых целей и задач:
Индекс Key Performance Indicator эффективен в различных направлениях бизнеса – от строительства и отделки квартир до менеджмента, продвижения выпущенного продукта или продаж. Иногда такой принцип применяют для оценки выполнения плана по определённому плановому критерию. Данная схема также носит название «управления по целям».
Используя данный индикатор производительности и продуктивности, можно измерить и вычислить, насколько оправдались в финансовом смысле усилия, затраченные на создание, выпуск, раскрутку и продвижение продукта, какой в итоге получен результат. Метод необходим для выполнения следующих задач:
Шкалу KPI учитывают только в случае их непосредственного влияния на бизнес-процессы или функционирование компании в целом. Краткие примеры: невыполнение квартального плана продаж или уменьшение стоимости заказов влечёт за собой снижение прибыли предприятия. Малое количество лайков в ВК или другой социальной сети, число просмотров контента к данным категориям не относится, за исключением ситуаций, когда данные показатели являются ключевыми для компании. Но, как правило, это встречается очень редко.
Личных наблюдений и контроля со стороны руководителя не всегда бывает достаточно для обоснования справедливой и объективной оценки персонала. Используя ключевые показатели производительности, можно получить наиболее полную картину деятельности каждого сотрудника и подразделения в целом. Это позволяет:
Применение методики KPI помогает разработать максимально прозрачную и честную систему поощрений персонала, в которой размер материального вознаграждения или его отсутствие напрямую складывается от качества работы самого исполнителя. Наличие проверенных, подтверждённых, зафиксированных данных или отчета о выполненной работе предотвратит возможность возникновения необоснованных придирок от начальства.
Минусы у данной бизнес технологии также имеются:
В целом же можно отметить, что данный способ оценки больше подходит стабильно устоявшемуся бизнесу с формализованной структурой. В стартапах его применение затруднительно, так как они проходят только через начальные этапы формирования бизнес процессов. К тому же, в маленьких компаниях у сотрудников обычно нет проблем с мотивацией. Они активно общаются между собой, понимают, куда стремятся и чего хотят достичь.
В качестве альтернативы ключевым показателям эффективности, для мотивации сотрудников иногда применяется понятие OKR (Objectives and Key Results), представляющая собой комплексную систему целеполагания, состоящую из двух основных элементов:
По сути эти два инструмента очень похожи между собой. Разница между ними заключается в характере решаемых задач:
KPI | OKR |
Подходит для стабильных компаний со структурированными, стабильно отлаженными процессами. Данный способ оценки чем-то схож с to do листом. Каждый участник команды видит свои задачи, знает, что делать для их выполнения, и просто работает в штатном режиме. | Подразумевает большую свободу действий. Например, при запуске нового продукта и продвижении его на рынке. Из-за размытых формулировок здесь сложнее установить KPI. А точки-чек-поинты, которые нужно пройти в ходе работы над задачей, определить вполне можно. |
Техника OKR не подходит всем командам. При попытках внедрения данной метрики для оценки деятельности рядового персонала часто возникает недопонимание и сопротивление. Далеко не все готовы ставить перед собой грандиозные цели. Других ощущение свободы действий вгоняет в настоящий ступор. Поэтому, при выборе системы мотивирования обязательно стоит просчитать, что в данном случае лучше: KPI или OKR.
Первоначально данная методика применялась исключительно в сфере торговли, где не требовалось выполнения сложных расчётов с целью уточнения результативности каждого отдела или работника. Key Performance Indicator определялся по количеству и общей сумме продаж. В настоящее время практика внедряется практически повсеместно. В разных сферах бизнеса применяются собственные метрики. Условно классификацию ключевых показателей эффективности разделяют на две большие группы:
По масштабу, сфере воздействия KPI разделяют на внутренние и внешние. Первые применяются для оценки внутренних достижений компании. К данной категории относят критерии качества товара, текучесть кадров, размер и список затрат на рекламу, другие критерии, напрямую связанные с ростом производительности. С их помощью бизнес может прогнозировать результаты и ставить перед собой новые цели.
Внешние индикаторы представляют собой суммарное выражение результатов деятельности единиц подразделений, отвечающих за достижение общих целей компании. Например, расширение её целевой аудитории или выход на международный рынок.
Также существует разделение KPI на абсолютные и относительные метрики. Относительные показатели взаимодействуют между собой и другими параметрами, выражаются в процентах или долях.
Абсолютные индикаторы существуют обособленно, не сравниваются ни с чем. Пример: размер чистой прибыли за реализацию канцелярских принадлежностей в тыс. рублей или чистая прибыль компании за сентябрь. Имеют числовое выражение.
В различных отраслях применяются собственные специфические метрики, определяющие результативность и эффективность работы компании.
Показатели, действующие в данной области, не имеют отношения к деятельности персонала. Для их расчёта используют данные, полученные из сквозной аналитики. Обычно для этого используются Яндекс.Метрика или Google Analytics. В их число входят индикаторы:
Здесь оценивается количество и качество выполненной работы. Рассматриваются следующие показатели:
При внедрении системы KPI важно учитывать текущее положение компании. Не стоит перестраивать всю работу предприятия. Лучше начать с отдельного подразделения, например, сбыта или продаж. Процесс внедрения новых оценочных метрик значительно упрощает наличие CRM-системы, которой пользуются все менеджеры. В большинстве случаев эти программные продукты уже содержат индикаторы, по которым можно определить эффективность любого бизнеса.
Для корректной постановки KPI руководителям стоит ответить на вопросы:
Для получения лучшего результата при внедрении системы важно соблюдение следующих правил:
Для расчёта можно создать матрицу KPI в Excel, Google-таблицах или другой удобной программе с учётом следующих данных:
После заполнения соответствующих граф вычисления выполняются по формуле:
KPI = ((Факт-База)/(Норма – База)) * 100%
Руководство внедрило в отделе продаж ключевые показатели эффективности с минимальным количеством сделок: 200, и целевым показателем – 250. Менеджер за отчётный период успешно закрыл 270. Его расчёт КПЭ будет выглядеть следующим образом:
((270 – 200)/(250 – 200)) * 100% = 140%.
Несмотря на прозрачность и точность данного инструмента оценки, у некоторых руководителей возникают проблемы с внедрением системы KPI в продажах, интернет-маркетинге, производстве или других направлениях деятельности. Обычно связано с допущением следующих ошибок:
Регулярный мониторинг персонала, оценка его результативности приносит огромную практическую пользу компании и её сотрудникам. Исполнители чётко знают, какую выгоду получат при успешном выполнении порученных задач. Бизнес получает профессиональную, мотивированную команду.
Для оценки эффективности персонала удобно использовать отечественную разработку – электронный помощник ЛидерТаск, представляющий собой удобный инструмент для планирования и управления компанией. В приложении можно ставить задачи подчинённым и коллегам, контролировать качество, сроки их исполнения. Хранить важные сведения о клиентах. Оценивать результативность и исполнительность персонала, работающего над проектом.
Для постановки задачи, определения срока её выполнения, назначения ответственных за её реализацию, достаточно пары кликов. Для наглядности крупные задачи можно разбивать на более мелкие подзадачи. Это поможет сохранить всю важную информацию, ничего не упустить из виду.
Оценить результативность каждого исполнителя можно на графике или использовать для анализа подробную статистическую информацию, касающуюся проекта.
Приложение функционирует на всех цифровых платформах, есть синхронизация между всеми устройствами. Не требует подключения к интернету.
Каждый руководитель вправе принимать решение о необходимости внедрить ключевые показатели эффективности в своей компании. Этот процесс действительно требует времени, финансовых и других затрат. Но, при его успешном завершении вы получите значительные преимущества для развития и роста бизнеса. Сможете проявить дополнительное внимание к добросовестным сотрудникам и избавиться от лентяев и прокрастинаторов, являющихся для компании балластом.
Половина успеха в любом деле определяется правильной постановкой целей, а это далеко не простая задача. Сегодня бизнес применяет различные методики, которые помогают достигать намеченных целей. Однако, например, при использовании SMART, KPI, Agile или SCRUM такой результат достигается преимущественно благодаря оптимизации рабочих процессов и повышению значимости горизонтальных связей. Отличительная черта же OKR — синхронизация действий команд… Читать далее Методика OKR: постановка амбициозных целей в бизнесе
Чем собака отличается от кошки? А OKR от KPI? А что будет, если эти две методологии скрестить? Получится ли существо котопес, в котором стараются ужиться две различные системы. Или на выходе выйдет идиллия, компания-утопия, у которой уже не хватает банковских счетов для хранения денег. В этой статье мы рассмотрим обе системы, как OKR и KPI… Читать далее Чем отличается OKR от KPI
Хотите определить уровень эффективности кадрового потенциала и системы управления персоналом на предприятии, но не знаете как это сделать? Не понимаете, на чем основываться, где брать методики и какие именно показатели использовать? Подробно расскажем об этом в нашей сегодняшней статье. А также в качестве бонуса подскажем, какая онлайн-программа подходит для автоматизации данного процесса и сокращения затрат на оценку… Читать далее Показатели оценки эффективности управления персоналом