Над проблемой повышения личной эффективности думали и ученые, и президенты. В результате было предложено множество методик тайм-менеджмента, разобраться в которых бывает непросто. Задачи любого метода – избавиться от хаоса, упорядочить график своих дел и повысить производительность труда. В этой статье мы описали 15 популярных методов. Вы можете выбрать подходящую вам методику или объединить несколько техник и использовать их вместе.
Метод Zero Inbox (в переводе – пустая папка входящих писем) изначально задумывался как быстрый способ разобраться с письмами в электронной почте. Смысл техники заключается в том, чтобы держать папку “Входящие” пустой. Для этого в расписании предлагается выделить конкретное время, когда вы занимаетесь разбором электронной почты. Ваша задача — полностью опустошить папку с новыми письмами, распределив их по соответствующим папкам: сделать сегодня, ответить, отложить, удалить и т.д.
Автор методики Zero Inbox блогер Мерлин Манн предлагает такие советы по работе с е-mail:
Те же принципы применимы к “входящим” в вашу голову задачам. Например, не откладывайте на потом дело, которое можно быстро решить и выбросить его из головы. Сортируйте дела и записывайте их. Не позволяйте себе тратить время на мысленную жвачку о навалившихся задачах, когда можно потратить его на решение этих же задач.
Аббревиатура GTD (Getting Things Done) расшифровывается как доведение дел до завершения. Эту популярную систему планирования придумал консультант по продуктивности Дэвид Аллен. Он заметил, что мозг лучше обрабатывает информацию, чем хранит ее. Соответственно, надо убрать задачи из головы и зафиксировать на бумаге или в смартфоне.
Итак, методология GTD включает 5 пунктов:
Эта диаграмма может показаться сложной, но только на первый взгляд. Главное – распределить задачи по своим местам.
Если система GDT кажется сложной, можно попробовать ее упрощенную версию ZTD. ДзенТуДу предлагает сфокусироваться на действии, вместо системы и планирования. Если GTD требует сразу нескольких действий, то ZTD позволяет выбрать какое-то одно дело и сосредоточится на нем, а затем перейти к другому.
Чтобы повысить свою продуктивность, автор техники Лео Бабаута предлагает внедрить 10 привычек ZTD:
Метод хронометража заключается в точном подсчете времени на выполнение каких-либо операций. Обычно люди знают, сколько времени занимают у них рабочие процессы, но не представляют, сколько тратится на кофебрейк или залипание в соцсетях. Основная цель хронометража – повышение производительности в работе. Об этой технике мы подробно рассказывали в этой статье.
Метод хронометража рекомендуется тем, у кого планы не совпадают с действительностью по количеству затрачиваемого времени. Корректировка графика помогает ставить реалистичные задачи на будущее.
Организм человека работает циклично, меняя периоды повышенной работоспособности на периоды спада. Если согласовать режим труда и отдыха с естественными ритмами, то работа пойдет эффективней. Согласно исследованиям специалиста Перетза Лафи, эксперта Йельского университета, человек может сосредотачиваться на работе не более 90 минут. Именно столько предлагает непрерывно работать метод 90 на 30. Полчаса отводится на отдых, затем повторение цикла. Причем в первые 90 минут рекомендуется сделать самое сложное дело.
Этот распорядок надо довести до автоматизма. Вечером уделяйте 20 минут на планирование следующего дня – перечислите для себя, какие задачи вы сделаете и в какой последовательности.
Этот метод подразумевает, что в определенный интервал времени вы занимаетесь только одной задачей и больше ничем. Например, с 9 до 10 отвечаете на почту, с 13 до 14 – делаете звонки.
Суть техники заключается в чередовании периодов работы и отдыха. Франческо Чирилло, автор метода, использовал кухонный таймер в виде помидора, который устанавливается на полчаса. Получасовой цикл состоит из 25-ти минут работы и 5 минут отдыха. Через четыре цикла делайте перерыв на 30 минут.
Метод 25/5 не эталон, вы можете экспериментировать и работать 30 или более минут. Соответственно, отдыхать не 30, а 15 минут. Контроль времени позволяет больше его ценить и понимать стоимость своего рабочего часа. Техника “Помидора” эффективна и позволяет многим поддерживать фокус на задаче. Но есть и те, которых таймер не мотивирует, а приводит в стресс.
Этот метод подходит креативным личностям, которые не любят жесткие ограничения. Вы просто ставите свой фокус на одном пункте списка, и делаете его, пока не угаснет запал.
“Лягушкой” оратор и писатель Брайан Трейси называет нелюбимые дела. Он предлагает сначала “съесть лягушку”, то есть сделать сложное дело. Желательно в начале дня, чтобы потом с легким сердцем и чувством выполненного долга доделать остальные задачи. Есть “лягушек” можно разными способами:
Метод 1
Метод 2
Метод 3
Если лягушку есть невкусно, то можно съесть такой деликатес, как швейцарский сыр. Он ароматный, желтый, маслянистый и… с дырками!
Cыр в этой технике – это большое дело, Дырки – мелкие дела. Если сложно взяться за большое дело, разбейте его на несколько мелких, но ведущих к той же цели. Делаем вспомогательные дела хаотично, “прогрызая дырки” в основной большой задаче.
Например, сыр – это уборка в квартире. Тогда в нем можно сделать такие “дырки”:
Еще его называют принцип 9 дел:
В этот список можно ставить и рабочие, и личные дела. Но важно не избегать неприятных дел, иначе они будут копиться как снежный ком. Пример списка по методу 1-3-5:
Единственный недостаток этого способа – время на планирование.
Из достоинств можно отметить приоритизацию, т.е. оценку задачи и ее важность.
Метод тайм-менеджмента, который придумал 34-й президент США. Все дела следует разделить по важности и срочности:
Этот метод не подходит для долгосрочного планирования, но поможет разобрать скопившуюся гору дел. Подойдет тем, кому приходится работать с множеством идей. Система делит задачи на 4 категории:
Внимание фокусируем на списке “Сделать”, задачи “Отложить” решаем позже, “Делегировать” раздаем другим, “Удалить” игнорируем.
Этот метод предназначен для “жаворонков”, которые активны в начале дня. Его суть – подстроить рабочий график под естественные биоритмы. Блогер Стефани Ли считает, что мозг наиболее работоспособен с утра, когда он свежий (fresh). В это время и надо заняться самыми сложными делами, например, съесть “лягушку”. Мелкие оставляем на вторую половину дня, когда мозг уставший (fried – жареный).
Если к вечеру вы выбились из сил, но ничего не успели, – эта техника не для вас. Совам, которые чувствуют вялость с утра, лучше пересмотреть свой рабочий распорядок в пользу вечерней активности.
Метод канбан позволяет управлять процессами в команде и визуализировать их. В этом методе тайм-менеджмента есть два важных понятия: доска и карточки.
Канбан-доска — это доска с колонками и карточками, как показано на рисунке. Карточки – это задачи, колонки – их статусы. Задачи двигаются слева направо по мере выполнения, не пропуская ни одного столбца. Когда задача достигает последней колонки, она считается выполненной. Весь процесс должен быть наглядно доступен всем членам команды.
Колонок в кабан-доске может быть несколько. Вы можете сделать три колонки, как на изображении выше или добавить дополнительные.
Вы можете выбрать тот метод, который подходит вашему характеру, степени сложности решаемых задач. Для успешного планирования пользуйтесь планировщиками задач, в них уже реализованы многие из методов тайм-менеджмента. С их помощью вам легко будет соблюдать баланс между работой и личной жизнью и успевать все.
База знаний — важный инструмент для эффективной работы бизнеса. Согласно исследованию Knowledge Management Institute, компании, которые используют базу знаний, успешнее справляются с проблемами, чаще внедряют инновационные разработки и улучшают качество своего продукта или услуги. Кроме того, это отличный инструмент для повышения личной продуктивности как в работе, так и в повседневных делах. В статье расскажем, что… Читать далее Что такое база знаний и как ее создать
Представьте, что вы готовитесь к важному проекту, тщательно продумывая каждый шаг. Однако, спустя некоторое время, условия меняются: появляются новые задачи, а старые теряют актуальность. В такой ситуации жесткий план только усложняет работу. И чтобы не тратить силы на неактульные задачи, лучше использовать метод набегающей волны. Как работает метод набегающей волны Метод набегающей волны — это… Читать далее Метод набегающей волны: гибкое планирование в условиях неопределенности
Вертикальные планеры Вертикальный шаблон на Ноябрь 2024 с полями для записи важных задач и целей на месяц. Планер с календариком на следующий месяц и полем Bullet Journal. Горизонтальные планеры Для составления планов на месяц попробуйте бесплатное приложение планировщик ЛидерТаск. Составляйте списки дел, прикрепляйте файлы, отслеживайте привычки, разделяйте дела по проектам, делитесь задачами. Приложение можно использовать… Читать далее Планер на Ноябрь 2024