Зачем проводить анализ конкурентов и как правильно это делать

Мария Тихомирова
15 окт. 2024 г.
5 минут
Оценить

О том, что надо проводить конкурентный анализ, знают все. Но недостаточно составить таблицу с критериями. Чтобы проделанная работа имела смысл, важно понимать, зачем вы это делаете. 

В статье расскажем, как провести конкурентный анализ, чтобы он принёс пользу бизнесу, и какие методы использовать. А с помощью сервиса ЛидерТаск вы легко сможете применить рекомендации на практике.

Достигайте своих целей в 3 раза быстрее c помощью бесплатного умного планировщика (50+ возможностей)
Планируйте задачи, работу и личную жизнь в одном месте и повышайте свою продуктивность
Скачать бесплатно
phone

Зачем нужен анализ конкурентов

Конкурентный анализ — это исследование компанией ситуации на рынке с целью продумать стратегию своего дальнейшего развития. Чаще всего для этого важно изучать поведение компаний-конкурентов, сравнивая их по выбранным параметрам. Но помните, что это не единственный способ: иногда, чтобы понять тренды, достаточно визуально оценить соцсети конкурентов и не тратить время на глубокий анализ. 

Конкуренты делятся на прямых и косвенных. 

Прямые предлагают клиентам аналогичный продукт. Например, Яндекс.Книги и Литрес — приложения для чтения электронных книг.

Косвенные удовлетворяют те же потребности клиентов, но по-другому. Например, фитнес-клуб и мобильные приложения для занятий фитнесом конкурируют за пользователей, которые хотят поддерживать себя в хорошей физической форме.

Для чего нужен анализ конкурентов:

  • Оценить бизнес-идею перед запуском. Посмотрев на количество конкурентов в вашей нише, вы можете получить представление о том, насколько востребован продукт или услуга и не перегружен ли рынок. Если же конкурентов очень мало или вовсе нет, это повод задуматься: возможно, ниша неперспективная. Или даже если идея хорошая, вам придётся самостоятельно разбираться с возникающими сложностями и простраивать стратегию продвижения без опоры на предшественников.
  • Установить цену на товары и услуги. Ориентируясь на цены других компаний, вы поймёте среднюю стоимость продукта на рынке и сможете установить релевантную цену. 
  • Найти УТП. Оттолкнувшись от предложений конкурентов, легче понять, чем вы выделяетесь и сформулировать свои преимущества. А читая отзывы, можно обнаружить, какие боли клиентов ещё не закрыты и сфокусироваться на них.
  • Сформировать стратегию продвижения. Чтобы сэкономить время и не изобретать велосипед, ориентируйтесь на способы продвижения конкурентов. Смотрите, какие каналы и форматы они используют и как на это реагирует аудитория, и составляйте свой маркетинговый план.
  • Развиваться и не терять актуальности. Анализируя поведение конкурентов, вы сможете вовремя заметить новые тренды и отреагировать на них. Например, когда зарубежные сериальные стриминговые сервисы стали показывать спортивные трансляции, вслед за ними их стали внедрять аналогичные сервисы типа “Okko” и “КиноПоиск” в России.

Этапы конкурентного анализа

Определите цели и задачи. От правильной постановки цели во многом зависит успех анализа. Опираясь на неё, вы будете выбирать, что и как анализировать. Если ваша цель — выстроить свою рекламную кампанию, вы будете изучать соцсети, сайт и SEO конкурентов на предмет рекламных объявлений и использовать специальные сервисы для анализа рекламы, например, Popsters. 

Выберите конкурентов для анализа. Невозможно и бессмысленно анализировать все компании рынка. Выделите несколько компаний, забирающих больше всего трафика и занимающих большую долю на рынке и ориентируйтесь на них.

Соберите данные о конкурентах. О том, как это делать, подробнее напишем ниже — в пункте “методы сбора информации”. Вкратце — вы можете пользоваться открытыми источниками в сети и изучать их вручную или специальными программами для сбора данных о конкурентах, например, SpyWords или Semrush.

Проанализируйте собранную информацию. Структурируйте данные о конкурентах. Для этого вы можете составить таблицу с критериями оценивания.

В ЛидерТаск вы можете создать проект и структурировать всю информацию по конкурентному анализу в одном месте. Регистрируйтесь в сервисе и проводите анализ конкурентов быстрее и проще!

Методы сбора информации о конкурентах

Анализ контента на сайте

Изучение сайтов конкурентов помогает узнать, какой продукт продает компания и как она себя позиционирует. Обращайте внимание на структуру сайта, актуальность публикаций, блог и раздел с новостями. Также, чтобы посмотреть на продукт глазами клиентов, вы можете сделать действия, требуемые от человека на сайте: подписаться на рассылку и посмотреть, что вам придёт, позвонить по указанным номерам и оценить сервис и ответы бизнеса. 

Мониторинг социальных сетей  

Позволяет увидеть, как конкуренты взаимодействуют с клиентами, какие маркетинговые кампании проводят и отследить реакцию аудитории. Важно оценивать частоту публикаций, вовлеченность клиентов, типы контента и рекламные активности.

Анализ поисковой выдачи  

Используя инструменты для SEO-анализа, например, Semrush, можно понять, по каким ключевым запросам конкуренты привлекают трафик, на каких позициях находятся в поисковой выдаче и какие ссылки ведут на их сайт. Это помогает выявить эффективные SEO-стратегии и ключевые запросы и использовать их в своей работе.

Исследование рекламных кампаний  

С помощью специальных платформ, например, SpyWords, можно отслеживать активные рекламные кампании конкурентов. Так вы сможете узнать, какие товары или услуги они активно продвигают и какие посылы используют для привлечения клиентов.

Анализ отзывов и рейтинга компании  

Платформы с отзывами (например, Zoon) и рейтинговые сайты помогают собрать информацию о том, как клиенты оценивают работу конкурентов. Этот метод позволяет выявить слабые места в обслуживании или продуктах конкурирующих компаний и использовать эту информацию для улучшения собственных процессов.

После сбора данных, вы можете структурировать их с помощью сервиса ЛидерТаск, создав проект, задачи в нём и прикрепив к ним нужную информацию. Регистрируйтесь и убедитесь в удобстве сервиса!

Как провести SWOT-анализ конкурентов

SWOT-анализ проводят с целью определить сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) для вашей компании со стороны конкурентов. Это один из вариантов анализа наряду с обычным сопоставлением критериев в таблице. Вот инструкция, как это сделать:

1. Определите сильные стороны конкурентов. Проанализируйте, в чём конкуренты преуспевают. Это может быть узнаваемый бренд, широкий ассортимент, хорошее качество продуктов.

3. Определите слабые стороны. Найдите области, где конкуренты отстают: низкое качество, медленная доставка, неудобный сайт или проблемы с обслуживанием.

4. Оцените возможности. Подумайте, какие рыночные тенденции или технологии могут помочь конкурентам улучшить позиции. Возможно, они ещё не используют новейшие цифровые инструменты.

5. Оцените угрозы. Проанализируйте внешние факторы, которые могут негативно повлиять на конкурентов: экономический спад, новые игроки на рынке, изменения в законодательстве.

6. Сравните результаты. Сопоставьте позиции конкурентов с вашей компанией, чтобы определить свои возможные преимущества и стратегии. 

Типичные ошибки при анализе конкурентов и как их избежать

Неправильное определение цели. Из-за неправильно или неясно определенной цели вы можете проделать большую работу, а затем обнаружить, что не знаете. что делать с этой информацией. Чтобы избежать этого, пользуйтесь методом SMART при постановке цели и соотносите её с потребностями бизнеса.

Некомплексный анализ. Нельзя исследовать только информацию с сайтов конкурентов или только продвижение в одной соцсети. Обращайте внимание на разные источники и параметры.

Игнорирование косвенных конкурентов. Возможно, вы сосредоточены только на анализе аналогичных компаний и упускаете из виду бизнесы, предлагающие альтернативные решения для тех же проблем.  Расширьте анализ, включив в него косвенных конкурентов.

Отсутствие регулярности. Нельзя провести конкурентный анализ однократно. Рынок и стратегии конкурентов постоянно меняются. Делайте анализ регулярно, например, раз в квартал.

Проводить анализ регулярно и комплексно проще с помощью сервиса ЛидерТаск, который поможет структурировать информацию. Регистрируйтесь и проводите анализ конкурентов без ошибок!

Как применять результаты анализа на практике

Вы должны сделать выводы из результатов анализа в зависимости от изначальной цели. Например, если вы хотели найти новые идеи для продвижения продукта, выберите наиболее эффективные стратегии компаний-конкурентов и на их основе продумайте свою. Но также не забывайте отмечать инсайты, которые могли появиться у вас в процессе исследования. Из них вы можете почерпнуть идеи, о которых изначально не думали.

Сервис ЛидерТаск можно эффективно использовать для организации процесса анализа конкурентов благодаря его функциональности для планирования задач и совместной работы. Вот как это сделать:

1. Создайте отдельный проект, посвящённый конкурентному анализу с помощью значка папки с левой стороны экрана. 

2. Разбейте процесс анализа на основные этапы. Для каждого этапа создайте подзадачи с дедлайнами и ответственными.

3. Если анализ выполняется командой, распределите задачи среди участников. ЛидерТаск позволяет назначать задачи конкретным сотрудникам и отслеживать их прогресс в реальном времени.

4. Для каждого этапа создайте чек-лист с ключевыми пунктами, которые необходимо выполнить. Например, для этапа “Сбор данных” можно включить пункты: изучить сайты конкурентов, собрать отзывы, проанализировать социальные сети.

5. Назначьте сроки для выполнения каждого этапа и настройте напоминания, чтобы не пропустить важные даты. Это поможет контролировать процесс и избежать задержек.

6. Внутри задач добавляйте ссылки на документы, отчёты, скриншоты или другие материалы, собранные в процессе анализа. Это позволит хранить всю информацию в одном месте и быстро находить её при необходимости.

Таким образом, ЛидерТаск помогает структурировать задачи, улучшает контроль над процессом и повышает эффективность работы над конкурентным анализом. Регистрируйтесь в сервисе и проведите конкурентный анализ эффективно!

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
Как провести SWOT-анализ без ошибок: пошаговое руководствоКак провести SWOT-анализ без ошибок: пошаговое руководство

SWOT-анализ — мощный инструмент для роста бизнеса, но без правильного подхода он становится бесполезной табличкой. Давайте разберемся, как превратить этот метод в действенное оружие при помощи приложения ЛидерТаск. Что такое SWOT-анализ и почему он важен SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который помогает оценить текущее состояние компании, проекта или бизнес-процесса. Структурирует информацию и дает возможность рассмотреть… Читать далее Как провести SWOT-анализ без ошибок: пошаговое руководство

Полезные и вредные привычки: как их распознать и изменитьПолезные и вредные привычки: как их распознать и изменить

Вы когда-нибудь пытались начать бегать по утрам, но через неделю бросали? Или хотели избавиться от вредной привычки, но постоянно срывались? Это кажется невозможным, но если научиться правильно работать с привычками, можно не только достичь одной цели, но и существенно изменить жизнь к лучшему.  В этой статье расскажем, как выработать полезные привычки и избавиться от вредных,… Читать далее Полезные и вредные привычки: как их распознать и изменить

Попробовать бесплатно