Чтобы стать успешным бизнесменом, мало найти деньги на реализацию задуманной идеи. Нужно иметь чёткий порядок действий, предусматривающий возможности развития компании и возможные рыночные риски. Корректный и точный бизнес-план с расчетами поможет привлечь инвесторов. Даст исчерпывающую оценку возможностям компании. Структурирует сведения о возможных рынках сбыта и реализации продукции, маркетинговых мероприятиях. Поможет выявить сильные и слабые стороны, которые можно легко упустить при подготовке проекта.
Понятие “бизнес-план” можно охарактеризовать как краткий, но правильно оформленный документ, который является бесплатным образцом для начинающей предпринимательской деятельности. Цель бизнес-плана – написание необходимого перечня действий для открытия компании или производства на всех стадиях создания. Бизнес-план должен содержать алгоритм пошагового ведения с учетом всех аспектов, связанных с экономикой и рисками. Он должен выглядеть готовым, но в то же время должен давать возможность заинтересованным лицам заниматься его заполнением и оформлением.
Готовый план должен содержать как четкое понимание концепции будущего проекта, так и критерии, которые будут использоваться для оценки его успеха. Он должен содержать макет будущей фирмы, ее название и назначение, а также предназначаться для представления инвесторам и банкам.
При построении следует учитывать последовательность построения и риски, а также смысловое представление основных этапов проектирования будущей организации. Метод его построения должен быть простым, современным и узкоспециализированным в соответствии с форматом и целевой аудиторией.
Формирование плана должно осуществляться за целый месяц, включая расчеты, рекомендации и риски. Важно понимать, что бизнес-план – это рисковый документ, который требует самостоятельного изучения и проверки. Он должен состоять из схемы и технологии, которые помогут начинающему предпринимателю оценить свои возможности и выбрать наиболее подходящий формат ведения.
На практических примерах разберёмся зачем нужен бизнес план, как написать бизнес-план, который поможет достичь успеха.
Разработка плана направлена на достижение внутренних и внешних целей компании. Внешние цели связаны с потребностями в финансировании, демонстрации потенциала инвесторам, привлечения внимания к будущему проекту. Убеждения потенциальных партнёров в его серьёзности и прибыльности. По характеру целеполагания их можно объединить в две группы:
Внутренние цели связаны с проектированием процессов, обучением персонала. К ним относят:
Пример внутреннего планирования:
Для открытия очередного магазина сети в новом городе нужно арендовать помещение, поставить торговое оборудование, рассчитать стоимость всех услуг и завезти товар. На это понадобится сумма 700 000 рублей, включающая 100 000 за аренду, 300 000 – стоимость косметического ремонта и оборудования, 250 000 – сумма товара и 50 000 – сопутствующие расходы и зарплата продавца.
Для привлечения инвестиций:
Для организации новой маленькой торговой точки требуется 100 000 на оплату аренды, 100 000 – стеллажи, торговые прилавки, 200 000 – ремонт помещения, включающий окраску стен, монтаж освещения. 250 000 – товары, 20 000 – заработная плата продавца, 30 000 – рекламные мероприятия.
На основе сформулированных целей разрабатываются задачи, ориентированные на внутреннюю или внешнюю аудиторию.
Параметры | Направление | |
Внешняя среда | Внутренняя среда | |
Для кого | Партнёры, банки, инвесторы. | Владелец, персонал, руководство. |
Цель | Обоснование эффективности вложений, подтверждение его важности и перспективности. | Разработка заданий для работников, донесение до каждого роли в общем рабочем процессе. |
Основная информация | Расчёты, обосновывающие эффективность вложений (с указанием рентабельности, окупаемости, доходности). | Список ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Список мероприятий в рамках проекта. Финансовые результаты. |
Требования к оформлению | Утверждаются адресатом. Для получения кредита банки требуют предоставления информации в одной форме, государственные органы – в другой. | Формируются, исходя из требований внутреннего распорядка. |
Ожидаемый результат | Получить финансирование. | Выделить ключевые задачи и пути достижения целей. |
Для получения финансирования от иностранных инвесторов необходимо ориентироваться на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских учреждений также ориентированы именно на эти стандарты. При получении субсидий в рамках государственной поддержки необходимо ориентироваться на действующие программы финансирования. Например, по поддержке сельскохозяйственных производств, предпринимателей или безработных граждан. У каждой программы существуют собственные требования.
Для достижения запланированного результата, бизнес-план должен быть сформулирован и изложен максимально прозрачно и чётко. При составлении этого документа нужно следовать следующим принципам:
В рамках внутреннего и внешнего бизнес-планирования разрабатываются определённые виды бизнес-планов по смыслу, имеющие свои отличительные особенности.
Для привлечения инвестиций, внешних финансовых средств, создаются следующие подвиды бизнес-планов:
Перед тем, как составить бизнес-план, стоит ближе ознакомиться с отечественными и международными стандартами, востребованными в России. Это:
Международный стандарт используется в основе многих методик, в том числе, в отечественной банковской сфере.
Считается ключевой частью документа. Кратко излагает информацию о компании, её целях. Объясняет причину успешности идеи. Выполняет, в своем роде, функцию «наживки», привлекающей интерес и внимание будущего инвестора. Резюме описывает основные плюсы. Но, данный раздел составляется и добавляется к документу после окончания работы над всеми остальными статьями.
Содержание раздела различается с учётом стадии развития организации:
Для организации нового предприятия с нуля | Для действующей компании | ||
Описание имеющегося опыта и ключевой идеи, послужившей толчком для начала проекта. | Цели, миссия, суть проекта | Описание компании. Несколько предложений в общем объёме текста. | |
Анализ рынка | Информация о потребностях рынка, подтверждение необходимости и актуальности разработанных для него решений. | Данные, касающиеся деятельности организ. | Год основания, учредители, положение на рынке, локация, численность персонала. |
Возможности для роста | Данные, связанные с маркетинговой, финансовой деятельностью в графическом отображении | ||
Продукты или услуги | Короткое описание | ||
Перспективы на будущее | Стратегия, планы развития |
Информацию в рамках Резюме стоит подавать предельно кратко и ясно. С этой страницы начнётся знакомство потенциальных инвесторов и кредиторов с вами и вашей компанией, поэтому каждое слово в ней необходимо заполнить понятным и уместным языком.
Для уже существующей компании в данном разделе должны быть указаны:
В этой статье бизнес-плана также пошагово указывается, зачем необходимо открыть и профинансировать это дело, какие потребности покупателей удовлетворит разработанный продукт или услуга, предоставляемая компанией. Назвать потребителей, организации, структуры, которых будет обслуживать компания. Описать факторы, гарантирующие успешность (удачное географическое положение, малая конкуренция, высокий уровень оказания услуг и т.п.).
Для стартапов в разделе «Информация о компании» указываются текущие и будущие затраты. Действующим компаниям в данную статью необходимо включить сведения о выручке за несколько последних лет, размер чистой, валовой прибыли, процент эксплуатационных расходов.
Данный раздел бизнес-плана содержит информацию, полученную на основании личных знаний и подробного анализа рынка. К ней относится:
Специфика | Чего хотят будущие клиенты организации? Какой образ жизни они ведут? Какие тренды присутствуют на рынке? |
Объём | Количество ежегодных продаж в исследуемом сегменте? Его прогнозируемый рост? |
Доля рынка | Какую долю мы рассчитываем получить в данном регионе? Обоснование заявления соответствующими расчётами. |
Прибыль и ценообразование | Прогнозируемая прибыль, ценовая политика, скидки. |
Анализ конкурентных сторон | Определение лучшей продуктовой линейки или услуги в исследуемом сегменте. |
Отдельное внимание в данной статье бизнес-плана уделяется особенностям конкурентной среды:
Здесь указана подробная информация о руководстве и организационной структуре компании с описанием деятельности каждого подразделения. Какие функции выполняет каждый работник. За что отвечает. Какую заработную плату получает.
В данной статье содержатся данные о консультативном совете (при его наличии). Описывается юридическая принадлежность в структуре бизнес плана. Уточняется, кто её владелец? Есть ли соучредители? Партнёры?
Среди предоставленных данных должны быть упомянуты:
Информация о руководстве компанией заполняется с указанием:
В сведения о Совете директоров стоит включить важную информацию об именах участников, с расшифровкой уровня в составе совета, степени связи с компанией.
Описание товара или услуги должно быть представлено с акцентом на их привлекательность для новых или уже существующих клиентов. Примерное содержание статьи должно включать:
Данная статья бизнес-плана раскрывает маркетинговую стратегию организации. В неё входят несколько ключевых подразделов:
После утверждения маркетинговых мероприятий определяется комплексная стратегия сбыта, формирующаяся в двух направлениях:
В этом разделе бизнес-плана содержатся расчёты всех основных экономических показателей. Для удобства восприятия их можно сгруппировать в общую таблицу и вынести в раздел «Приложения» бизнес-плана.
Здесь указываются данные:
В качестве приложений к разделу предоставляются:
Также в статье указывается информация о том, каким образом будут расходоваться полученные инвестиционные средства. На погашение долга? Приобретение ресурсов, материально-технической базы? Для создания оборотного фонда? Оцениваются потенциальные риски реализации проекта.
В Приложение к плану бизнеса прикрепляется дополнительный пакет документов, включая необходимые лицензии, юридические документы, договора и другую информацию.
Чтобы из формального документа превратить его в руководство к действию, нужно составить проект бизнес визуально чётким и понятным. Для этого удобно использовать диаграммы и графики. Все расчёты в бизнес-плане должны быть точными и соизмеримыми. Если он охватывает большой временной период, на первый год лучше создать помесячные прогнозы. На следующий – ежеквартальные. На третий – годовой расчёт.
Еще один шаг на пути к успеху – реальность, конкретность поставленных целей. Они должны быть достижимыми и измеримыми.
Чтобы упростить бизнес-планирование, разработать расчёты более точными, можно воспользоваться специальными программами, электронными таблицами или онлайн-конструкторами.
Одним из сложнейших процессов в подготовке бизнес-плана является формирование маркетингового плана и финансовой стратегии. Для автоматизации данных процессов удобно использовать приложение ЛидерТаск. Программа совмещает функции CRM системы, планера и органайзера. Своевременно закрывает поставленные задачи. Сообщает об изменении в их статусе. Обеспечиват корректное делегирование поручений. Помогает организовать эффективную работу в команде в рамках выполнения общих задач. Сохраняет всю важную информацию и данные по рабочему проекту.
Сервис включает опции создания ежедневных расписаний и списков задач, установку стандартных и регулярных напоминаний. Подходит для работы над общими и индивидуальными проектами. Поддерживает функцию добавления участников, получения правок от руководителя в корпоративном онлайн-чате.
Программное обеспечение ЛидерТаск синхронизируется с любыми сетевыми устройствами. Поддерживает голосовой ввод задач. Работает в автономном режиме, без интернета. Позволяет контролировать рабочие процессы в любом месте и не погрязнуть в рутине ежедневных дел.
Грамотный, профессионально составленный бизнес-план – серьёзный документ, доказывающий реальность и эффективность идеи. Он наглядно демонстрирует, что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели. Помогает привлечь инвестиции и кредиты для реализации бизнес-проекта.
Не стоит тратить время на поиски типового готового бизнес-плана в интернете. Его нужно составлять самостоятельно или с помощью привлечённых специалистов. Только в этом случае в документе будут указаны корректные данные.
От тщательности, скрупулёзности подхода к бизнес-планированию будет зависеть итоговый результат реализации бизнес-плана. Поэтому, при выполнении расчётов, анализе предоставленной информации, необходимо многократно пересчитывать и проверять каждый пункт.
Разрабатывая бизнес план предприятия для внутренних целей компании, не стоит зацикливаться на оформлении. Главное – подробно расписать задачи каждого сотрудника на пути к достижению цели. Инвестиционный бизнес-план должен оформляться в соответствии со стандартами и правилами, действующими в финансовых учреждениях.
Вы придумали классную идею и решили открыть бизнес, в голове сразу возникают вопросы. Какой будет первый шаг? Что важно продумать? Кто купит мой продукт? Где найти деньги на развитие? Как быстро и сколько я заработаю? Бизнес-план ответит на все вопросы разом. Делимся пошаговой инструкцией, как составить хороший документ. Что такое бизнес-план Документ, который полностью описывает будущий… Читать далее Как написать бизнес план правильно: пошаговое руководство
Организованность, способность концентрироваться на важных задачах, самодисциплина – важнейшие качества каждого делового человека. Они дают массу преимуществ на рынке труда, помогают быстрее продвигаться по карьерной лестнице и достигать серьёзных успехов в бизнесе. В напряжённом рабочем ритме сложно держать все процессы под контролем. Чтобы не оказаться под завалом незавершённых дел, использовать свое время грамотно и продуктивно,… Читать далее Лучшие приложения для ведения бизнеса в 2024 году
Для быстрого достижения целей важно двигаться к ним поступательно и планомерно. Неорганизованная, спонтанная работа в хаосе даст прямо противоположный результат. Вы будете просто топтаться на одном месте, разгребая «завалы» накопившихся дел, не завершив ни одно из них до конца. Чтобы избежать неразберихи, анархии в делах, нужно научиться их планировать. Составляя реальные, жизнеспособные планы на месяц,… Читать далее Цели и задачи планирования