Незаконченное действие запоминается лучше, чем законченное. Помните ли ситуацию, когда спор уже завершился, а вы продолжаете прокручивать его в голове? Как днями и ночами готовились к экзамену, а затем забывали все, что учили, на следующий день? Эти на первый взгляд совсем не связанные между собой события описываются одним психологическим законом. Люди устроены таким образом, что испытывают тягу к завершению недоделанных задач. Неоконченные дела становятся причиной внутреннего напряжения, которое побуждает нас вернуться и довести их до конца.
Обиды, за которые мы не отомстили, надолго остаются в памяти. Нереализованные желания, несказанные слова, несовершенные поступки запоминаются лучше, чем невероятные путешествия и самые дорогие покупки. Люди, хоть немного знакомые с психологией, назовут эти ситуации незакрытыми гештальтами.
Психологический феномен, описывающий стремление человека довести задачу до логического конца, получил название эффект Зейгарник. Он активно применяется в гештальт психологи по сей день. Он помог описать природу тревоги и вины и некоторые принципы продуктивности. Об этом мы как раз поговорим в этой статье.
В 20-х годах XX века Курт Левин считался одним из известнейших психологов в мире. Он преподавал в Берлинском университете и к нему в 1924 Блюма Вульфовна Зейгарник, будущая основательница советской патопсихологии, приехала изучать психологию. Курт Левин был талантливым человеком, склонным проводить семинары не в душных аудиториях, а в кафе рядом с университетом. Студенты садились, заказывали еду и приступали к горячим спорам и обсуждениям.
На одном из таких семинаров Блюма Зейгарник заметила, что официант, принимающий заказы, ничего не записывает. Она выяснила, что официант помнил заказы наизусть. Курт Левин посчитал интересным данное наблюдение. В то время он разрабатывал собственную теорию поля, согласно которой человеческая деятельность побуждается внешними факторами и нуждается в разрядке. Официанты прекрасно помнили новые заказы, но не могли вспомнить, что заказывали гости, которые уже расплатились. Впоследствии Блюма Зейгарник написала на эту тему дипломную работу, а описанное явление незавершенного действия стало носить имя своего открывателя.
Для проверки гипотезы о влиянии завершенности на запоминание Блюма Зейгарник предлагала испытуемым выполнить несколько заданий за ограниченное время. Участников эксперимента прерывали в случайном порядке, а затем просили вспомнить, какие задания они выполняли. По итогам эксперимента было отмечено, что незавершенные задания лучше запоминались, и участники хотели их доделать. Блюзма Зейгарник объясняла это тем, что незаконченное действие оставляет определенное напряжение, которое позволяет дольше помнить о нем. Любое действие создает подобный заряд и психике необходимо от него освободиться.
Исследование Зейгарник было дополнено психологом Марией Овсянкиной. Она открыла, что недоделанная задача воспринимается «квазипотребностью» и не требует никаких напоминаний. Навязчивые мысли постоянно напоминают о задаче. Мы хотим завершить прерванное действие любым способом и прийти к психологической разрядке. Не доводя начатое дело до конца, человек не может расслабиться и успокоиться. При этом сила эффекта зависит от различных факторов. Например, чем больше эмоционально увлекает действие, тем больше нервирует его незаконченность.
Если научиться правильно применять эффект Зейгарник, то с его помощью можно победить прокрастинацию. С ним проще концентрироваться на приоритетах, оставаться эффективным и поддерживать психическое здоровье. Если вы склонны откладывать дела, вам требуется заставить себя начать задачу, а дальше созданное напряжение в психике будет подталкивать к ее завершению.
Этот принцип активно использовал писатель Эрнест Хемингуэй. Он считал, что нужно начать работать, а затем остановиться и отвлечься на что-нибудь другое. «Когда работается хорошо, переставай писать», — такому принципу следовал Эрнест Хемингуэй. Благодаря этому каждый раз писать воодушевленно возвращался к любому делу с новыми идеями.
Для борьбы с прокрастинацией используйте следующую схему:
К задаче бывает сложно подступить из-за ее сложности и плохой структурированности. В таком случае большие задания следует разбивать на маленькие и начинать выполнять сначала простые, а затем приступать к сложным. Например, надо сделать презентацию. Эта задача большая, и ее можно разбить на этапы: написать текст, подобрать изображения, собрать презентацию.
Эффект Зейгарник полезен при работе со списками дел. Начинайте с легких задач и постепенно переходите к сложным. Учтите, что на простых повседневных делах, не требующих много времени, эффект не сработает. Он подойдет для ситуацией, когда вы работаете над сложными проектами и целями, а задачи связаны между собой.
Понимание принципов работы эффекта помогает сделать обучение продуктивнее. Если прервать задачу и вернуться позже, то изученная во время работы информация запоминается с большой вероятностью. Преподаватели советуют не зубрить, а по несколько раз возвращаться к пройденному материалу и делать перерывы, переключаясь на другие дела. Небольшие перерывы помогут поддерживать эффект незавершенности, и в своих мыслях вы будете постоянно возвращаться к изучаемой теме.
Важно избегать ярлыков «пройденный материал» во время обучения. При изучении новой темы мозгу нужно объяснить, что вопрос еще не до конца изучен и вы к нему вернетесь. Этим вы сможете снизить побочное влияние эффекта и не забыть всю информацию.
Ведущие мастер-классов и вебинаров активно применяют подобные методы. В начале встречи они предлагают выполнить участникам задачу, но правильный ответ называют только в конце. Участники постоянно думают о задании в ожидании ответа, внимательно слушают спикера и легко вовлекаются в другие активности.
Эффект Зейгарник оказывает прямое влияние на вашу продуктивность. Чем больше незавершенных дел вы держите в голове, тем сложнее начинать другие. Ситуация продолжает усугубляться с каждой новой задачей или проектом. Мозг вынужден прервать выполняемое задание и переключиться на новое. В результате возникает когнитивная перегрузка, ваша продуктивность падает и вы уже не можете выполнить задачу качественно. Даже простое пятиминутное задание, которое вы решили отложить, может мешать сфокусироваться на приоритетных делах.
Для нашего мозга «завершение задачи» заключается в ее фиксировании, обозначении составляющих и установке сроков выполнения. Поэтому чтобы эффект Зейгарник положительно влиял на вашу продуктивность нужно составлять списки дел на день с дедлайнами для каждой задачи. Во-первых, записывая дела, вы можете быть уверенным, что ничего не забудете. А во-вторых, так вы дадите понять мозгу, что задачи уже разобраны и все под контролем.
Учитывайте, что не все задачи зависят от вас, поэтому не стоит брать лишнюю ответственность. Клиент может перенести запуск проекта, а руководитель уйти в отпуск. Не бойтесь поручать дела другим, так вы сможете сэкономить свое время и заняться действительно важными вещами.
Незавершенные дела негативно сказываются на сне. Мысли о будущей работе истощают внутренние ресурсы, поэтому правильный подход к эффекту Зейгарник поможет сохранить здоровье. В конце рабочего дня резюмируйте, что вам удалось сделать, составляйте план на завтра. Старайтесь ничего не оставлять в состоянии неопределенности. Наводите порядок не только в голове, но и на своем рабочем месте. Это поможет вам избавиться от тревожных мыслей.
Чтобы синдром незавершенного действия помог увеличить продуктивность, нужно учитывать одну его особенность — он хорошо работает, когда используется в одном потоке. Если пытаться уместить в сутки работу, учебу, хобби, используя прерывание задач, то вы быстрее столкнетесь с прокрастинацией и выгоранием, чем получите хоть какие-то плюсы от эффекта Зейгарник. Правильно оптимизируйте свое расписание и задачи, чтобы не перегружать мозг большим количеством дел. Чтобы проще было приступать к задачам, пользуйтесь техникой разогрева — перед началом озвучьте план работы, напишите пару предложений, отредактируйте предыдущие слайды.
Из-за эффекта Зейгарник даже самые яркие события в нашей жизни со временем угасают. Вместо этого мы запоминаем все, что не успели сделать. Многих это угнетает, но таким образом психика дает понять, что еще остались неиспользованные ресурсы. Незавершенные дела помогают двигаться вперед и достигать новых целей. Если недоделанные задачи начали мешать, снижать вашу продуктивность, то это лишь сигнал, что их пора завершить.
Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда поставленная задача была выполнена совсем не так, как ожидали? Или, возможно, тратите слишком много времени на то, чтобы понять, что именно от вас хотят? Проблема нечетких формулировок гораздо глубже, чем просто недопонимание. Когда задания сформулированы неясно, это приводит к потере времени, снижению мотивации, утрате контроля над работой. Как же… Читать далее Как сформулировать задачу, чтобы она была выполнена
Представьте себе, что слышите истории только успешных предпринимателей и начинаете верить в гарантированный успех. Это и есть ошибка выжившего. Очень важно осознавать такое когнитивное искажение, чтобы не допускать неправильных выводов и принимать взвешенные решения. Приложение ЛидерТаск поможет структурировать задачи и анализировать результаты, избегая ловушек искаженного мышления. Далее вы узнаете, что такое ошибка выжившего и как… Читать далее Ошибка выжившего: как избежать ловушки успеха и повысить продуктивность
Когда проект идет не по плану, сроки срываются, задачи выполнены не вовремя, а команда теряется в приоритетах — это верный признак того, что в управлении не хватает четких контрольных точек. Вехи проекта — ключевые этапы, которые помогают структурировать работу, отслеживать прогресс и вовремя вносить коррективы. С помощью инструмента ЛидерТаск внедрение системы контрольных точек становится простым… Читать далее Вехи проекта: как определить ключевые точки для успешного управления