Не всем планам суждено сбываться. Даже если вы тщательно планируете свою деятельность, существует множество факторов, которые могут помешать точной реализации всех поставленных задач. Это приведет к отклонению от конечной цели, увеличению срока ее достижения. Понимая неизбежность противоречий между запланированными и существующими в реальности результатами, важно выяснить причины отклонений, сделав соответствующие выводы.
Для грамотной оценки текущей ситуации применяют использование специального экспертного метода – GAP анализ. Он изучает «разрывы» между запланированными и действительными результатами. В чем особенность этого стратегического анализа, что он означает, как работает, как проводится? Попробуем разобраться.
Аббревиатура «GAP анализ» происходит из английского языка. Дословно в переводе с английского определение слова «gap» переводится как «разрыв» или «зазор». То есть метод основан на анализе расхождений. Его применяют для улучшения любых процессов. Разрывы – это несоответствия между текущим состоянием (где сейчас находится компания) и желаемым (где она хотела бы находиться). Gap Analysis сравнивает фактическую производительность с запланированной, анализирует, насколько качество или внешний вид продукции соответствует ожиданиям клиентов. Дает представление о том, насколько эффективно используются человеческие и другие ресурсы. На основе полученных значений и различий происходит выявление слабых сторон в предметной области.
Главная цель GAP-анализа заключается в обнаружении разрывов между целями и возможностями компании с подбором способов для их устранения. Диагностический аудит может проводиться на любом этапе деятельности, но есть несколько ситуаций, когда он жизненно необходим:
GAP-анализ в наглядной форме демонстрирует «узкие места» в бизнес-процессах, позволяя руководителю концентрироваться на участках, требующих изменений. В результате принимаются взвешенные и рациональные решения, выбирается оптимальный путь от текущего состояния к желаемому.
ГЭП анализ строится в двух направлениях:
Его самыми важными сегментами считаются:
Фактически, это исследование, в котором сложившаяся ситуация сравнивается с запланированной, помогающее понять, что делается не так. Его сущность можно выразить в виде расчета формулы: Желаемое = Имеющееся + Необходимое или Желаемое – Имеющееся = Необходимое. Реальным результатом анализа является обнаружение разрывов и разработка мероприятий по их устранению. Основные компоненты GAP-анализа: текущее состояние, желаемое состояние и пробел.
Применение GAP-анализа востребовано в банковской сфере, где он используется для поддержания оптимального баланса между пассивами и активами учреждения. Также его применяют в логистике, для эффективной организации международных перевозок. В производственной отрасли с помощью данной методики решаются вопросы баланса выпуска, реализации продукции, сокращения складских запасов и уменьшения издержек. В IT сфере используется Fit/GAP-analysis, исследующий разрывы и соответствия установленным параметрам. Метод успешно применяется в экономике, маркетинге, менеджменте, других видах деятельности.
Gap-анализ применяется в комплексном поиске принципов преодоления разрыва между первичной архитектурой и требованиями заданной среды. Эта тема внутренней согласования наиболее актуальна в маркетинговых случаях, когда необходимо определить, какие шаги нужно делать на конкурентном рынке, чтобы быть реально эффективным. Gap-анализ также называется поиском разрывов, который используется для определения наиболее важных проблем в рабочей среде, которые могут препятствовать достижению целей.
К плюсам техники можно отнести:
Его недостатки:
Для выполнения анализа необходимо собрать необходимую информацию. Дальнейший процесс состоит из следующих этапов:
Мы уже упоминали о том, что данное аналитическое исследование проводится во многих сферах. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
По статистике, до 95 % релизов новых товаров оказываются неудачными. Для решения данной проблемы проводится анализ дефицита рынка. Он изучает конкурирующие продукты и предприятия, помогает обнаружить недостатки в характеристиках или рекламе продукта, стратегии его продвижения на рынке для извлечения прибыли из рыночных перспектив.
Сравнивает текущую производительность с долгосрочными показателями, утвержденными в пятилетнем или стратегическом плане развития. Данный вид ГЭП-анализа демонстрирует, насколько эффективно работает бизнес в сравнении с конкурентами.
Сравнивая цены, проценты маржи, расходы на обучение и переквалификацию сотрудников с аналогичными показателями конкурирующих организаций, компания получает информацию о том, чего ей не хватает.
Для выполнения GAP-анализа используются различные методы и системы, например:
Предположим, что вы являетесь собственником компании, производящей детские игрушки. В последнее время объем их продаж стал уменьшаться. Выяснить причину поможет GAP-анализ:
Разрыв | Цель | Действие |
Снижение покупательской способности населения из-за неблагоприятной экономической ситуации | Уменьшить конечную стоимость товара за счет сокращения издержек | Пересмотр поставщиков сырья, модернизация производства |
Пользователей не устраивают характеристики товара | Улучшить характеристики, изменить качество товара | Разработка новых изделий, редизайн |
Активная деятельность конкурентов | Развить собственную дилерскую сеть продаж | Улучшение качества работы персонала Открытие собственных сетевых магазинов |
То есть, сначала изучается текущая ситуация. Далее нужно разобраться, почему уходят клиенты и куда? Называют главную цель анализа, выявляются причины разрыва, составляется план «спасения», включающий такие мероприятия как расширение рынков сбыта (если продукция представлена в одном регионе), другие действия.
Для развития любой компании важно рационально использовать свои активы, деньги, ресурсы и технологии. Чтобы понять, куда вы хотите двигаться, в первую очередь, необходимо сосредоточиться на текущем состоянии бизнеса. Отразить все рабочие процессы, связи, коммуникации между сотрудниками и отделами можно в цифровом сервисе ЛидерТаск, представляющем собой современный планировщик, таск менеджер, CRM систему и удобную программу управления проектами.
В приложении можно создавать цели, проекты, задачи. Объединять их по приоритетности, срокам, отслеживать эффективность выполнения. Сравнивать текущие результаты с запланированными для анализа. Видеть наглядную рабочую картину на информативных канбан досках или графике. Контролировать сроки, качество выполняемых задач.
Приложение синхронизируется с популярными сервисами. Позволяет хранить всю важную информацию в едином пространстве. Имеет качественную мобильную версию. Поддерживает функции резервного копирования с возможностью восстановления утерянных данных. Функционирует на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме.
ГЭП-анализ – инструмент для оценки текущей деятельности компании, сравнения ее показателей с запланированными параметрами. Он хорош своей простотой, реалистичностью и универсальностью. Использовать методику можно в производстве, маркетинге, IT, или в личной жизни. Он дает лучшие результаты, когда каждый участник команды знает, какие обязанности должен выполнять, стремится устранить разрывы в поле своей ответственности. В сочетании с сервисами, оптимизирующими бизнес-процессы, такими как ЛидерТаск, помогающих улучшить бизнес-процессы компании, позволяет быстрее достичь поставленных целей и сократить количество ошибок.
Можно быть сколь угодно хорошим маркетологом и знать рынок, но без внимания к потребностям целевой аудитории продукт не будет успешным. Эффективный способ не терять связь с потребителями — система кастдева. О том, как успешно провести кастдев, рассказываем в сегодняшней статье. А сделать это быстрее и проще поможет ЛидерТаск — сервис для планирования и работы в… Читать далее Как успешно провести кастдев и создать продукт, который понравится пользователям
Достижение целей компании невозможно без слаженной замотивированной команды. Компании, которые умеют правильно мотивировать своих сотрудников, добиваются более высоких результатов и устойчивого развития. В данной статье мы рассмотрим, что такое система мотивации персонала, почему она так важна, какие существуют виды и инструменты мотивации. Что такое мотивация персонала и для чего нужна Мотивация персонала – это процесс… Читать далее Инструменты мотивации сотрудников
Менеджеры по продажам сталкиваются со множеством вызовов: от высокой конкуренции до необходимости постоянно развивать навыки. Важно не только уметь продавать, но и эффективно организовывать рабочее время, управлять множеством сделок и справляться со стрессом. ЛидерТаск — инструмент, который помогает менеджерам повысить продуктивность и достичь высоких результатов. В этой статье мы обсудим ключевые навыки, которые необходимы для… Читать далее Навыки менеджера по продажам: как повысить эффективность