Чтобы успешно управлять любой командой, важно грамотно распределять роли и ответственность среди ее участников. Для этого нужно составить список задач, построить план работы, разработать функционал, разбить коллектив на отдельные ячейки и взаимосвязи, попробовать разные методы руководства, сделать так, чтобы они эффективно взаимодействовали друг с другом. Это несложно, когда в подчинении находится 10-20 человек. Но, как наладить работу крупной компании, состоящей из сотен или тысяч сотрудников? Как организовать управление этими «ячейками», чтобы они работали слаженно и ритмично, как часы? Для этого необходима система – организационная структура управления, определяющая, как будут строиться связи, иерархия, распределяться зоны ответственности. Тему организационной модели предприятия попытаемся разобрать в данной статье.
Организационная структура организации обозначает схему или модель, демонстрирующую процесс формирования взаимодействий между подразделениями и управляющими звеньями предприятия. Организационная структура компании представляет собой пакет официальных документов, в которых отражается иерархия, количественный состав, функции, обязанности, права ее элементов. В их число входит:
Организационная структура организации (ОСП) устанавливает права и обязанности руководителей. Служит основой для разработки должностных инструкций, описаний бизнес-процессов. Помогает настроить работу предприятия, наладить связи между всеми его отделами. Организационная структура организации связывает участников коллектива в единую команду, сохраняя отличительные черты и индивидуальность каждого члена оргструктуры компании.
Все предприятия формируют оргструктуру компании под свои задачи, с учетом бизнес стандартов, действующих на рынке. Моделирование ОСП необходимо всем, вне зависимости от формы собственности и масштаба.
Организационная структура предприятия позволяет достичь следующих целей:
В ней присутствуют следующие элементы:
Организационная структура управления формируется из совокупности целей бизнеса и инструментов, имеющихся для их достижения. Не существует полностью схожих друг с другом фирм, они используют собственные подходы к управлению, ориентируясь на менталитет, потребности клиентов, масштаб, деятельность.
Для формирования оргструктур применяются следующие подходы:
Традиционный | Управление распределяется сверху вниз. Отсутствуют четкие разграничения между руководящими блоками. Подходит для небольших компаний. |
Органический | Основан на гибкости управления, коллегиальном принятии решений. Используется при ведении бизнеса в нестабильных, часто изменяющихся рыночных условиях. |
Механистический | Строится на жесткой системе разделения обязанностей. Исполнители подчиняются руководителям блоков. В итоге коллектив работает стабильно и слаженно, как часы. |
Коммерческие предприятия не обязаны упорядочивать свою деятельность. Разработка ОСП обязательна исключительно для учреждений муниципального или государственного типа. Но при игнорировании данного шага все равно рано или поздно сформируется неформальная схема взаимодействия подразделений. В противном случае бизнес просто перестанет существовать, так как им будет невозможно управлять. Чтобы избежать ошибок, критических просчетов в построении коммуникаций между подразделениями и отделами, разработкой управленческой структуры стоит заниматься на самых ранних этапах ее существования.
До разработки оргструктуры компании ее владельцы совместно с руководителем должны определить возможные пути бизнеса, назначить ответственных за развитие определенных секторов. Для этого:
По классической модели Макса Вебера организационная структура организации строится на следующих принципах:
1. Распределение обязанностей в соответствии со специализацией | Работникам поручают обязанности, соответствующие их компетенциям и уровню квалификации. |
2. Иерархическое построение | Каждый менеджер должен руководить вверенным в его подчинение звеном или отделом. Сотрудники – иметь четкое понимание, какие распоряжения выполнять. |
3. Общие правила и стандарты | Все работники должны руководствоваться общими правилами и стандартами, утвержденными для их должностей. |
4. Беспристрастность, отсутствие личного интереса в выполнении должностных обязанностей | Личные симпатии не должны влиять на процессы принятия решений. |
5. Возможность карьерного роста и защита от произвола начальства | Руководитель не может уволить сотрудника, чьи профессиональные, личные качества соответствуют занимаемой должности, без веских оснований. Продвижение работника по службе происходит при повышении его квалификации. |
Среди основных характеристик оргструктур нового времени выделяют такие черты, как сложность, формализация, централизация. Сложность схемы зависит от количества элементов. На данный параметр оказывает влияние степень специализации, количество уровней в структуре управления, особенность расположения и взаимодействия ее подразделений.
Для обеспечения эффективной деятельности оргструктура компании должна подчиняться производству и изменяться вместе с ним, отражать объем полномочий и функции сотрудников, а также особенности внешней среды, в которой действует предприятие.
Существует шесть типов основных оргструктур. На их основе строятся комбинированные модели, включающие те или иные элементы ОСП. Рассмотрим виды структур, их особенности, плюсы и минусы подробнее.
Самая простая структура организации – линейная традиционная модель, в которой организация происходит сверху вниз. Директору компании подчиняются заместители, ответственные за определенные блоки, под ними находятся руководители отделов и специалисты.
Ее плюсы:
Недостатки:
Данная структура организации подходит индивидуальным предпринимателям и узкоспециализированным компаниям (страховые агентства, клининговые службы и т.п.).
Функциональная организационная структура строится в горизонтальном направлении с четкой специализацией каждого участка (блока). В данном типе также присутствует высшее руководство: генеральный директор, а также топ-менеджеры, руководящие отдельными функциональными подразделениями, например: директор управления отдела маркетинга, финансов, продаж.
Преимущества данной системы:
Минусы:
Данная модель более эффективна в комбинации с линейной моделью управления. Больше подходит холдингам и командам, осуществляющим различную деятельность.
Дивизиональня организационная структура управления подразумевает деление компании на дивизионы, которые формируются по географическому положению, выпускаемой продукции или по конечному потребителю. У каждого дивизиона есть руководитель, подчиняющийся генеральному руководству. Одной из разновидностей этой модели служит продуктовая или товарная система , когда компания ориентируется на производство одного или нескольких продуктов. От их числа зависит количество подразделений и филиалов фирмы.
Преимущества:
Слабые места:
Дивизионы работают самостоятельно, отвечают за собственные задачи, но подчиняются главному руководству. Управленческие решения такой структуры подходят компаниям с большим количеством филиалов, производящим несколько категорий продукции, требующей отдельного продвижения на рынке.
Матричная схема управления представляет собой комбинацию линейной и программно-целевой системы. Отличается повышенной гибкостью и сложностью в подчинении. При таком способе работы исполнители одновременно подчиняются руководителю проекта и начальникам своих подразделений. Для выполнения задач проекта узких специалистов обязывают выполнять дополнительные функции. Работники не освобождаются от основных обязанностей и выполняют другие задачи за отдельное вознаграждение.
Плюсы:
Недостатки:
Проектная структура управления применяется при создании нового бизнеса или инновационных продуктов, проведении масштабных разработок, научно-изыскательских исследований. Элементами данной структуры является генеральный руководитель, руководство проекта, исполнители, объединенные в группы.
Преимущества:
Минусы:
Разработка организационной структуры – сложный процесс, требующий много времени, наличия определенных знаний у руководства. Чтобы организация работала организованно, слаженно, как часы, необходимо разработать должностные инструкции для всех исполнителей, распределить обязанности, разграничить полномочия между ответственными лицами. Для этого используйте персонального электронного помощника – приложение ЛидерТаск, эффективный инструмент для менеджмента любой командой.
Сервис подходит для стратегического, тактического и оперативного планирования, общения сотрудников, взаимодействия в командах любого размера и масштаба, в том числе, с привлечением удаленных сотрудников. В программе удобно создавать проекты, цели и задачи, делегировать другим исполнителям, контролировать ход исполнения. Добавлять комментарии, заметки, ссылки и различные файлы к заданиям. Обсуждать работу в корпоративном чате, оценивать эффективность и результативность персонала. Управлять на вертикальных и горизонтальных уровнях.
Приложение работает на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме.
Для развития компании нужна эффективная организационная структура управления. При этом стоит избегать излишней формализации, жесткости. Лучшие результаты даст комбинирование традиционных и современных рыночных моделей. При выборе подходящей системы также стоит ориентироваться на вид деятельности, специфику работы и масштаб присутствия на рынке.
Вы когда-нибудь задумывались, насколько прибыльна каждая продажа продукта или услуги? Если да, то юнит-экономика позволит вам точно оценить эффективность бизнес-единиц и принимать более взвешенные решения. А приложение ЛидерТаск поможет управлять расчетами и анализом данных, упрощая процесс и повышая продуктивность. Из этой статьи вы узнаете о ключевых показателях юнит-экономики, как ее рассчитать и применить в бизнесе,… Читать далее Что такое юнит-экономика и как её расчеты помогают оптимизировать бизнес: простое руководство
Разбираемся, что такое самодисциплина и как ее развивать
Одним из ключевых факторов, влияющих на успех бизнеса, является эффективность командной работы. От слаженности работы сотрудников зависят не только сроки выполнения проектов, но и их качество. Когда каждый член команды понимает свои задачи, общие цели и действует в едином ритме, компания достигает значительных результатов. В этой статье мы рассмотрим основные стратегии и инструменты, которые помогут… Читать далее Как повысить эффективность командной работы