Организационная структура компании

Кирилл Попов
25 июл. 2023 г.
5 минут
Оценить

Чтобы успешно управлять любой командой, важно грамотно распределять роли и ответственность среди ее участников. Для этого нужно составить список задач, построить план работы, разработать функционал, разбить коллектив на отдельные ячейки и взаимосвязи, попробовать разные методы руководства, сделать так, чтобы они эффективно взаимодействовали друг с другом. Это несложно, когда в подчинении находится 10-20 человек. Но, как наладить работу крупной компании, состоящей из сотен или тысяч сотрудников? Как организовать управление этими «ячейками», чтобы они работали слаженно и ритмично, как часы? Для этого необходима система – организационная структура управления, определяющая, как будут строиться связи, иерархия, распределяться зоны ответственности. Тему организационной модели предприятия попытаемся разобрать в данной статье.

🟠 Содержание:Организационная структура
🟠Раздел:Руководитель
🟠 Время прочтения:6 минут
🟠 Автор:Кирилл Попов
***

Что такое организационная структура компании, зачем она нужна

организационная структура

Организационная структура организации обозначает схему или модель, демонстрирующую процесс формирования взаимодействий между подразделениями и управляющими звеньями предприятия. Организационная структура компании представляет собой пакет официальных документов, в которых отражается иерархия, количественный состав, функции, обязанности, права ее элементов. В их число входит:

  • Документация, определяющая основные функции структурных единиц;
  • Положение о деятельности структурных подразделений, более подробно описывающее принцип построения работы в командах;
  • Должностные инструкции, содержащие сведения о функциях и обязанностях каждого исполнителя;
  • Графическая схема оргструктуры, представляющая устройство бизнеса.

Организационная структура организации (ОСП) устанавливает права и обязанности руководителей. Служит основой для разработки должностных инструкций, описаний бизнес-процессов. Помогает настроить работу предприятия, наладить связи между всеми его отделами. Организационная структура организации связывает участников коллектива в единую команду, сохраняя отличительные черты и индивидуальность каждого члена оргструктуры компании.

Все предприятия формируют оргструктуру компании под свои задачи, с учетом бизнес стандартов, действующих на рынке. Моделирование ОСП необходимо всем, вне зависимости от формы собственности и масштаба.

Организационная структура предприятия позволяет достичь следующих целей:

  • Определить зоны ответственности каждого подразделения;
  • Распределить обязанности между исполнителями;
  • Сформировать каналы коммуникаций и передачи документации;
  • Выяснить загруженность персонала для создания базы вакансий.

В ней присутствуют следующие элементы:

  • Управленческие органы (это руководитель или группа ответственных лиц, принимающих решения);
  • Правила предприятий (которые могут быть документально утвержденными, гласными или негласными, но обязательными к соблюдению всеми участниками рабочего коллектива);
  • Распределение труда (бывает временным или постоянным, формальным или неформальным).

Организационная структура управления формируется из совокупности целей бизнеса и инструментов, имеющихся для их достижения. Не существует полностью схожих друг с другом фирм, они используют собственные подходы к управлению, ориентируясь на менталитет, потребности клиентов, масштаб, деятельность.

Для формирования оргструктур применяются следующие подходы:

ТрадиционныйУправление распределяется сверху вниз.
Отсутствуют четкие разграничения между руководящими блоками. Подходит для небольших компаний.
ОрганическийОснован на гибкости управления, коллегиальном принятии решений. Используется при ведении бизнеса в нестабильных, часто изменяющихся рыночных условиях.
МеханистическийСтроится на жесткой системе разделения обязанностей. Исполнители подчиняются руководителям блоков. В итоге коллектив работает стабильно и слаженно, как часы.

Коммерческие предприятия не обязаны упорядочивать свою деятельность. Разработка ОСП обязательна исключительно для учреждений муниципального или государственного типа. Но при игнорировании данного шага все равно рано или поздно сформируется неформальная схема взаимодействия подразделений. В противном случае бизнес просто перестанет существовать, так как им будет невозможно управлять. Чтобы избежать ошибок, критических просчетов в построении коммуникаций между подразделениями и отделами, разработкой управленческой структуры стоит заниматься на самых ранних этапах ее существования.

***

Как строится организационная структура предприятия

Построение организационной структуры

До разработки оргструктуры компании ее владельцы совместно с руководителем должны определить возможные пути бизнеса, назначить ответственных за развитие определенных секторов. Для этого:

  1. Разрабатывается стратегический план на срок от трех или более лет, где указывается предполагаемый объем инвестиций, какие услуги или продукты будет производить компания, масштабы ее развития, возможные пути продвижения.
  2. При наличии нескольких направлений деятельности проводится их сегментация с разработкой системы менеджмента и подотчетности.
  3. После анализа стратегических, текущих задач определяются центры ответственности, обязанности распределяются по отделам, группам или департаментам.

По классической модели Макса Вебера организационная структура организации строится на следующих принципах:

1. Распределение обязанностей в соответствии со специализациейРаботникам поручают обязанности, соответствующие их компетенциям и уровню квалификации.
2. Иерархическое построениеКаждый менеджер должен руководить вверенным в его подчинение звеном или отделом. Сотрудники – иметь четкое понимание, какие распоряжения выполнять.
3. Общие правила и стандартыВсе работники должны руководствоваться общими правилами и стандартами, утвержденными для их должностей.
4. Беспристрастность, отсутствие личного интереса в выполнении должностных обязанностейЛичные симпатии не должны влиять на процессы принятия решений.
5. Возможность карьерного роста и защита от произвола начальстваРуководитель не может уволить сотрудника, чьи профессиональные, личные качества соответствуют занимаемой должности, без веских оснований. Продвижение работника по службе происходит при повышении его квалификации.

Среди основных характеристик оргструктур нового времени выделяют такие черты, как сложность, формализация, централизация. Сложность схемы зависит от количества элементов. На данный параметр оказывает влияние степень специализации, количество уровней в структуре управления, особенность расположения и взаимодействия ее подразделений.

Для обеспечения эффективной деятельности оргструктура компании должна подчиняться производству и изменяться вместе с ним, отражать объем полномочий и функции сотрудников, а также особенности внешней среды, в которой действует предприятие.

***

Типы организационных структур

виды организационной структуры

Существует шесть типов основных оргструктур. На их основе строятся комбинированные модели, включающие те или иные элементы ОСП. Рассмотрим виды структур, их особенности, плюсы и минусы подробнее.

Линейная

Самая простая структура организации – линейная традиционная модель, в которой организация происходит сверху вниз. Директору компании подчиняются заместители, ответственные за определенные блоки, под ними находятся руководители отделов и специалисты.

Ее плюсы:

  • Простота оргструктуры;
  • Понятное разделение функций и прав;
  • Формирование строгой дисциплине при соответствующем стиле менеджмента;
  • Быстрое установки решений;
  • Возможность карьерного роста для исполнителей, качественно выполняющих свои обязанности.

Недостатки:

  • Отсутствие специализации (один специалист может одновременно выполнять несколько функций);
  • Повышенная нагрузка на руководящий состав;
  • Авторитарность;
  • Сложность в коммуникациях.

Данная структура организации подходит индивидуальным предпринимателям и узкоспециализированным компаниям (страховые агентства, клининговые службы и т.п.).

Функциональная

Функциональная организационная структура строится в горизонтальном направлении с четкой специализацией каждого участка (блока). В данном типе также присутствует высшее руководство: генеральный директор, а также топ-менеджеры, руководящие отдельными функциональными подразделениями, например: директор управления отдела маркетинга, финансов, продаж.

Преимущества данной системы:

  • Четкое разделение зон ответственности;
  • Отсутствие дублирования функций;
  • Быстрое принятие решений;
  • Равноценный вклад каждого отдела и подразделения в общее дело.

Минусы:

  • Вероятность разрывов коммуникаций;
  • Отсутствие общего технического руководства по проектам и продуктам;
  • Низкая персональная ответственность за общий результат;
  • Неэффективное взаимодействие между сотрудниками из разных подразделений.

Данная модель более эффективна в комбинации с линейной моделью управления. Больше подходит холдингам и командам, осуществляющим различную деятельность.

Дивизиональная

Дивизиональня организационная структура управления подразумевает деление компании на дивизионы, которые формируются по географическому положению, выпускаемой продукции или по конечному потребителю. У каждого дивизиона есть руководитель, подчиняющийся генеральному руководству. Одной из разновидностей этой модели служит продуктовая или товарная система , когда компания ориентируется на производство одного или нескольких продуктов. От их числа зависит количество подразделений и филиалов фирмы.

Преимущества:

  • Простота, эффективность;
  • Гибкость, адаптация к быстро изменяющимся рыночным условиям (неработающие структурные единицы легко закрыть);
  • Повышенная степень свободы для лиц, принимающих решения;
  • Отличная производительность.

Слабые места:

  • Конкуренция среди внутренних подразделений;
  • Возможность замедления бизнеса из-за увеличенного количества организационных уровней;
  • Сложность принятия стратегических решений из-за оторванности дивизионов друг от друга.
  • Риск неравномерного распределения средств на развитие нескольких структурных элементов.

Дивизионы работают самостоятельно, отвечают за собственные задачи, но подчиняются главному руководству. Управленческие решения такой структуры подходят компаниям с большим количеством филиалов, производящим несколько категорий продукции, требующей отдельного продвижения на рынке.

Матричная

Матричная схема управления представляет собой комбинацию линейной и программно-целевой системы. Отличается повышенной гибкостью и сложностью в подчинении. При таком способе работы исполнители одновременно подчиняются руководителю проекта и начальникам своих подразделений. Для выполнения задач проекта узких специалистов обязывают выполнять дополнительные функции. Работники не освобождаются от основных обязанностей и выполняют другие задачи за отдельное вознаграждение.

Плюсы:

  • Быстрые коммуникационные связи между элементами системы;
  • Эффективное разграничение зон ответственности;
  • Высокие темпы развития за счет самостоятельности отдельных подразделений;
  • Простота разработки и внедрения единой производственной политики;
  • Коллективный стиль руководства.

Недостатки:

  • Повышенные требования к коммуникациям и руководству функциональных элементов;
  • Затруднение принятия решений из-за длительного согласования;
  • Риск несогласованности задач в результате одновременного подчинения нескольким руководителям;
  • Постоянное противостояние среди структурных подразделений за финансирование, ресурсы.

Проектная

Проектная структура управления применяется при создании нового бизнеса или инновационных продуктов, проведении масштабных разработок, научно-изыскательских исследований. Элементами данной структуры является генеральный руководитель, руководство проекта, исполнители, объединенные в группы.

Преимущества:

  • Адаптивность к рыночным условиям, быстрота принятия решений;
  • Привлечение квалифицированных, грамотных работников;
  • Экономия ресурсов.

Минусы:

  • Высокие риски ошибок;
  • Отсутствие интереса со стороны команды к развитию проекта после сдачи;
  • Зависимость от решений проектного руководителя.
***

Формирование оргструктуры предприятия с ЛидерТаск

ЛидерТаск

Разработка организационной структуры – сложный процесс, требующий много времени, наличия определенных знаний у руководства. Чтобы организация работала организованно, слаженно, как часы, необходимо разработать должностные инструкции для всех исполнителей, распределить обязанности, разграничить полномочия между ответственными лицами. Для этого используйте персонального электронного помощника – приложение ЛидерТаск, эффективный инструмент для менеджмента любой командой.

Сервис подходит для стратегического, тактического и оперативного планирования, общения сотрудников, взаимодействия в командах любого размера и масштаба, в том числе, с привлечением удаленных сотрудников. В программе удобно создавать проекты, цели и задачи, делегировать другим исполнителям, контролировать ход исполнения. Добавлять комментарии, заметки, ссылки и различные файлы к заданиям. Обсуждать работу в корпоративном чате, оценивать эффективность и результативность персонала. Управлять на вертикальных и горизонтальных уровнях.

Приложение работает на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме.

***

Заключение

Для развития компании нужна эффективная организационная структура управления. При этом стоит избегать излишней формализации, жесткости. Лучшие результаты даст комбинирование традиционных и современных рыночных моделей. При выборе подходящей системы также стоит ориентироваться на вид деятельности, специфику работы и масштаб присутствия на рынке.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
Что такое юнит-экономика и как её расчеты помогают оптимизировать бизнес: простое руководствоЧто такое юнит-экономика и как её расчеты помогают оптимизировать бизнес: простое руководство

Вы когда-нибудь задумывались, насколько прибыльна каждая продажа продукта или услуги? Если да, то юнит-экономика позволит вам точно оценить эффективность бизнес-единиц и принимать более взвешенные решения. А приложение ЛидерТаск поможет управлять расчетами и анализом данных, упрощая процесс и повышая продуктивность. Из этой статьи вы узнаете о ключевых показателях юнит-экономики, как ее рассчитать и применить в бизнесе,… Читать далее Что такое юнит-экономика и как её расчеты помогают оптимизировать бизнес: простое руководство

Как выработать самодисциплину: самые рабочие советыКак выработать самодисциплину: самые рабочие советы

Разбираемся, что такое самодисциплина и как ее развивать

Как повысить эффективность командной работыКак повысить эффективность командной работы

Одним из ключевых факторов, влияющих на успех бизнеса, является эффективность командной работы. От слаженности работы сотрудников зависят не только сроки выполнения проектов, но и их качество. Когда каждый член команды понимает свои задачи, общие цели и действует в едином ритме, компания достигает значительных результатов. В этой статье мы рассмотрим основные стратегии и инструменты, которые помогут… Читать далее Как повысить эффективность командной работы

Попробовать бесплатно