Планирование спринта: все нюансы, которые необходимо знать

Дмитрий Немешаев
19 апр. 2024 г.
4 минуты
Оценить

Планирование спринта (sprint planning) — критически важный этап работы по гибкой методологии Scrum. От того, насколько тщательно будет спланирован предстоящий спринт, зависит успех всей итерации и возможность своевременной реализации запланированного функционала продукта. 

В статье рассмотрим процесс планирования спринта и расскажем про ключевые шаги и лучшие практики, которые помогут сделать командную работу максимально продуктивной.

Что такое спринт

Спринт в методологии Скрам представляет собой фиксированный период, в течение которого команда работает над созданием потенциально релизного инкремента продукта. Спринт является центральным элементом Scrum, задающим ритм работы и обеспечивающим регулярную поставку ценности заказчику. Каждый sprint начинается с составления плана. 

В течение спринта каждый день проводятся короткие встречи — Scrum-митинги. Ежедневные совещания нужны для синхронизации хода работ и выявления потенциальных препятствий. В рамках спринта никакие изменения в перечень запланированных элементов работы не допускаются, что создает для команды стабильную и предсказуемую среду. При этом для обеспечения гибкости Scrum предполагает наличие резерва вместимости для реагирования на непредвиденные обстоятельства. В конце команда должна представить работающий вариант продукта, отражающий реализованные требования. После этого проводится обзор спринта с заинтересованными сторонами для получения обратной связи. 

Затем следует ретроспектива, на которой команда анализирует прошедший цикл разработки и определяет возможности для улучшений. Таким образом, спринт представляет собой единый замкнутый цикл разработки, инспекции и адаптации. Работа по коротким временным промежуткам позволяет своевременно реагировать на изменения и постоянно совершенствовать рабочие процессы.

Компоненты спринта

Длительность спринта

Длительность спринта должна быть фиксированной и выбирается командой в начале проекта, то есть продолжительность всех спринтов одного проекта должна быть одинаковой. При этом Scrum накладывает определенные ограничения на возможную продолжительность спринтов.

Как правило, спринты длятся от 1 до 4 недель. Наиболее распространенным вариантом является двухнедельный цикл. Опытные команды могут работать по итерациям длительностью в 1 неделю. Для сложных проектов с большим объемом работ выбираются спринты длиной 3-4 недели.

Ключевым фактором при выборе длительности спринта является поиск оптимального баланса между стабильностью и необходимой гибкостью для реагирования на изменяющиеся требования и обстоятельства. Более короткие спринты дают больше точек для корректировки курса, но создают большую административную нагрузку. Длинные спринты снижают затраты на подготовительные мероприятия, но повышают риски.

Как планировать спринт

Планирование спринта проводится в начале каждой итерации. Цель этого мероприятия — определить объем работ, которые будут выполнены командой за предстоящий цикл. Планирование происходит в формате встречи, длящейся от 2 до 8 часов (в зависимости от продолжительности спринта). На встрече присутствует вся Scrum-команда, включая владельца продукта, команду разработки и Scrum-мастера. 

План спринта разрабатывается в несколько этапов:

  1. Определение приоритетов. При составлении плана владелец продукта представляет бэклог продукта и детально разъясняет наиболее приоритетные элементы. Команда задает уточняющие вопросы руководству для лучшего понимания требований. 
  1. Постановка цели. На основе бэклога команда формулирует четкую цель спринта — главный результат, которого нужно достичь за спринт. Цель должна быть ясной и измеримой. Затем команда оценивает трудоемкость каждого элемента бэклога в согласованных единицах (часы, стори-поинты) с учетом сложности, рисков и зависимостей. 
  1. Декомпозиция задач и формирование бэклога спринта. Команда разбивает крупные элементы бэклога на более мелкие и управляемые задачи для эффективного распределения работы. На основе оценок и вместимости спринта команда формирует спринт-бэклог — список задач, которые будут выполнены в рамках текущего спринта. 
  1. Формирование резерва. В плане спринта важно оставить резерв вместимости (около 20%) для непредвиденных задач и рисков. Задачи должны быть распределены между членами команды равномерно с учетом их специализации и загрузки.
  1. Визуализация на Скрам-доске. Спринт-бэклог визуализируется на Scrum-доске для отслеживания прогресса задач. Не стоит включать в спринт слишком много элементов, иначе не получится уложиться в срок. После планирования вся команда берет на себя обязательство выполнить намеченную работу в рамках спринта. 
Визуализация канбан

Грамотное планирование позволяет сфокусировать усилия команды, согласовать ожидания со стейкхолдерами и способствует эффективной и предсказуемой разработке. Это критически важный аспект Scrum.

Преимущества спринтов 

Использование спринтов дает ряд важных преимуществ для команд и организаций:

Регулярная поставка ценности. Итеративная модель спринтов позволяет получать работающие инкременты продукта каждые 1-4 недели, что ускоряет доставку ценности конечным пользователям и бизнесу. Это повышает скорость обратной связи и реакции на изменения.

Повышение предсказуемости. В рамках фиксированных итераций улучшается способность команд прогнозировать объем выполняемых работ, что важно для планирования и управления ожиданиями.  

Сокращение рисков. Совместная работа по коротким циклам снижает риски за счет регулярной проверки и корректировки курса. Устраняются дефекты на ранних стадиях.

Повышение мотивации и вовлеченности. Завершенные спринты и постоянный прогресс позволяют сотрудникам видеть результат работы на каждом этапе, что повышает их вовлеченность и производительность.  

Прозрачность процессов. Короткие спринты с четкими целями и набором задач повышают прозрачность работы и помогают команде сфокусироваться на приоритетных направлениях.  

Гибкость и адаптация. В конце каждого спринта есть возможность внести корректировки на основе уже реализованного функционала и обратной связи от заказчика.

Непрерывные улучшения. Ретроспективы после спринтов позволяют выявлять проблемы, находить возможности для оптимизации процессов и повышать эффективность.  

Таким образом, использование спринтов, как основного цикла работы Scrum, содействует поставке ценного функционала быстрыми регулярными порциями при высокой гибкости и предсказуемости, непрерывном совершенствовании и мотивации команд. Это ключевой компонент философии Agile.

Распространенные проблемы и как их избежать

Если использовать спринты без соблюдения установленных методов и правил, могут возникать следующие проблемы и трудности. 

Недостаточное вовлечение заказчика в процесс разработки. Если заказчик продукта не участвует в ключевых мероприятиях, не разъясняет требования и не обеспечивает обратную связь, то высока вероятность того, что результат работы не будет соответствовать реальным потребностям пользователей. Решением этой проблемы является организация регулярного и активного участия владельца продукта, а также обеспечение его доступности для команды разработки на протяжении всего проекта.

Размытые критерии завершенности задач внутри команды. Это может привести к разногласиям между участниками по вопросу качества и полноты выполненной работы. Во избежание подобных ситуаций команде необходимо заранее четко сформулировать и согласовать критерии приемки задач, определяющие, когда та или иная задача считается полностью завершенной.

Недостаток кросс-функциональных навыков и узкая специализация членов команды. Эта проблема может возникнуть из-за жесткого разделения обязанностей. Рекомендуется целенаправленно расширять навыки и опыт разработчиков, чтобы сформировать более универсальные роли.

Частое переключение между задачами. Приводит к снижению производительности и потере фокуса. Для предотвращения этой проблемы важно минимизировать количество одновременно выполняемых задач и создать стабильную среду разработки для команды. 

Ошибки в оценке объемов работ и уровня сложности задач. Решением является использование накопленных исторических данных, а также постоянная калибровка и уточнение оценок на основе опыта предыдущих спринтов. 

Игнорирование ретроспектив и стагнация рабочих процессов. Чревато топтанием на месте и повторением прежних ошибок. Команде необходимо уделять должное внимание ретроспективному анализу и выработке мер для непрерывного улучшения.

Соблюдая ключевые практики и ценности Scrum, команды могут избежать многих распространенных проблем и вести успешную разработку по спринтам.

Итоги 

  1. Планирование спринта — критически важный процесс, задающий вектор работы команды на предстоящую итерацию. От качества планирования во многом зависит успех всего спринта.
  2. Составление плана должно быть ограничено четкими временными рамками — от 4 до 8 часов в зависимости от длительности спринта.
  3. Ключевые участники — команда, владелец продукта для разъяснения приоритетных требований и Scrum-мастер в роли фасилитатора.
  4. При разработке плана проводится анализ приоритетных элементов бэклога продукта, оцениваются задачи, формируется спринт-бэклог и ставится цель на предстоящий цикл.
  5. Оценка объема работ и вместимости спринта производится командой самостоятельно — команда сама решает, сколько задач она реально способна выполнить за один спринт.  
  6. После формирования спринт-бэклога вся команда берет на себя обязательство выполнить запланированный объем работ к концу текущей итерации.
  7. В спринт-бэклоге резервируются время и ресурсы на непредвиденные задачи и риски — обычно 10-20% от общего объема.
  8. По завершении планирования вносить изменения в спринт-бэклог нельзя до начала следующей итерации для обеспечения стабильной среды разработки.
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
Управление спринтами: что это такое и зачемУправление спринтами: что это такое и зачем

Ощущение хаоса в работе возникает из-за отсутствия регулярного обсуждения рабочих процессов, а также по причине того, что никто из руководства не сверяется с целями и не задается вопросом «А в правильном ли направлении мы двигаемся?». Из-за этого большинство решений принимается поспешно, наугад, без опоры на факты и данные.  Сотрудники обитают исключительно в мирах своих собственных… Читать далее Управление спринтами: что это такое и зачем

Что такое бэклог: виды и основные принципыЧто такое бэклог: виды и основные принципы

Для организации и структуризации работ в IT сфере используется специальный инструмент – бэклог. Он представляет собой список всех требований и задач, которые нужно выполнить разработчикам для создания определенного программного продукта. Чем грамотнее и профессиональнее он составлен, тем проще работать команде. Ее участники понимают, что хочет увидеть заказчик, а руководство на основании бэклога может точнее планировать… Читать далее Что такое бэклог: виды и основные принципы

Scrum-технология для управления проектамиScrum-технология для управления проектами

Методика управления Scrum, разработанная программистами Джеффом Сазерлендом и Кеном Швабером, произвела настоящий переворот в среде управления проектами. Первоначально она применялась в IT-сфере, в разработке кода программного обеспечения. В настоящее время революционная технология Scrum активно используется во многих производственных и некоммерческих отраслях, где требуется совместная работа. Скрам впервые в мире был описан сотрудниками японской компании «Toyota» Хиротакой… Читать далее Scrum-технология для управления проектами

Попробовать бесплатно