Каждый руководитель в процессе работы сталкивается с кризисами. От того, насколько верным и взвешенным будет его решение в этот момент, во многом зависит дальнейшее развитие и успешность бизнеса. Но как понять, какой вариант будет эффективным и верным? В голове появляется огромное количество мыслей, путающихся с собственными переживаниями и сомнениями, мешающими адекватно оценить ситуацию. А ведь если взглянуть на нее иначе, с другого градуса, это может натолкнуть на выбор верного варианта. Вроде все просто и понятно, но как это сделать в реальных условиях? В этом поможет метод 6 шляп, разработанный известным психологом, экспертом, Эдвардом де Боно.
Это особая техника организации мыслей, помогающая рассмотреть ситуацию с разных сторон для принятия правильного и взвешенного решения. Данный метод основывается на концепции параллельного мышления. Многие решения принимаются в спорах, дискуссиях и обсуждениях. В таких условиях правильным часто признается более убедительный и активно продвигаемый вариант. Но он не всегда является верным. При использовании метода 6 шляп противоположные версии, мнения, подходы не «сталкиваются лбами», а мирно соседствуют друг с другом.
Данная техника представляет собой разновидность мозгового штурма или ролевой игры, где 6 шляп разного цвета – это шесть способов мышления. Буквально или мысленно примеряя их на себя, человек играет соответствующую ей роль, смотрит на проблему с определенной точки зрения.
Меняя шляпы, меняется ракурс рассмотрения вопроса:
Отвечает за постановку целей, управление процессом, переработку полученной информации. Человек, надевающий ее на себя, становится модератором, ведущим дискуссии. Он ставит перед другими участниками цели, задачи, задает наводящие вопросы, подводит итоги. Не спорит с другими носителями шляп, не оценивает их высказывания. От него зависит, насколько конструктивным и полезным будет разговор.
Обладатель синей шляпы задает себе следующие вопросы:
Задача «синей шляпы» – увидеть задачу с высоты, составить план работы, проанализировать полученную информацию и сделать на ее основе выводы. Для управления этими процессами необходимо стратегическое мышление.
Синюю шляпу можно передавать другим членам группы, чтобы каждый мог участвовать в формировании плана и характера беседы. Они могут вносить коррективы в правила, накладывать запрет на обсуждение каких-то тем или вносить другие идеи, улучшающие конструктив беседы.
Например:
«Чтобы сделать наше обсуждение результативным, предлагаю установить тайминг для выступления каждого участника в 10 минут».
«Я считаю, что не стоит тратить время на обсуждение данного вопроса, так как по нему уже принято решение».
По мнению психологов, ответы на многие вопросы лежат в подсознании. Примеряя эту шляпу на себя, человек дает волю эмоциям и интуиции. Он делится с окружающими своими страхами, переживаниями, радостью, восхищением, свободно выражает любые свои чувства, не оправдывая и не ограничивая их проявления. Это важно при решении сложных и эмоционально наполненных проблем. Главное, быть предельно честным и искренним по отношению к себе и другим участникам обсуждения.
Вот вопросы, которые подойдут носителю красной шляпы:
На основе эмоциональных реакций вы поймете, какие последствия будут у ваших решений. Это поможет предпринять шаги для их предотвращения. Использование данной шляпы помогает увидеть предмет обсуждения со стороны.
При использовании «красной шляпы» важно учитывать следующие моменты:
Пример:
« Я бы не стал покупать этот продукт из-за неудачного дизайна».
«Я должен участвовать в обсуждении этой темы, так как принятое по ней решение повлияет на мою карьеру в компании».
Если вам кажется, что ваше решение правильное, но вы испытываете некую тревогу в душе, это повод задуматься о его пересмотре.
Она связана с аналитикой, то есть с сухими цифрами и фактами. Надевая эту шляпу, человек концентрируется на поиске и анализе нужной информации, подбирает источники, где ее можно раздобыть. Вот вопросы, которые связаны с белой шляпой:
Обладатель шляпы белого цвета фиксирует противоположные точки зрения. Анализирует, оценивает точность предоставленной информации. Отделяет реальные факты от гипотез и предположений. Резюмирует достигнутые результаты: что сделано на данный момент для решения проблемы, какие попытки предпринимаются для ее устранения, что можно еще сделать для достижения нужного результата.
Пример:
«В этом месяце наши продажи снизились на 10 %. Средний чек при этом увеличился на 15 %. Я считаю, что это вызвано повышением цен на товар нашей компании.
«Мы провели внутреннее расследование для решения данной проблемы. Оно выявило более 10 нарушений технических норм».
То есть, носитель белой шляпы – это сторонний наблюдатель, излагающий конкретные факты.
Ее задача – провести исследование обсуждаемого вопроса с целью уточнения последствий принятия каждого решения. Человек в черной шляпе оценивает потенциальные риски, ищет скрытые угрозы, выявляет слабые места в обсуждаемом вопросе. Свои критические высказывания подтверждает конкретными аргументами. Ему дается привилегия прерывать выступления участников в других шляпах. Его вопросы:
Использование данной шляпы помогает сформировать негативный сценарий для каждого решения, чтобы разработать эффективный план действий в нестандартных и сложных ситуациях.
Например:
«Я считаю, что нам пора прекратить вкладывать деньги в этот проект до момента его окупаемости. Пока он приносит компании только убытки, а результата нет».
«Я уверен, что это обновление будет бесполезным для клиента, так как мы не проводили предварительный анализ целевой аудитории».
Позитивный взгляд на жизнь помогает раскрыть внутренние ресурсы и увидеть перспективы роста. С желтым цветом связаны следующие вопросы:
Обладатель этой шляпы во всем видит положительные моменты и строит позитивные прогнозы на будущее.
Пример:
«Мы собрали отличную команду, поэтому справимся с проектом в минимальные сроки».
«При такой доступной цене и отличном качестве наш продукт точно заинтересует покупателей».
Подразумевает творческий подход к любому делу, связанному с принятием нестандартных решений. Креативное мышление важно в случаях, когда другие методы не принесли нужного результата. Человек в зеленой шляпе фантазирует, предлагает любые, на первый взгляд, сумасшедшие и странные идеи. Затем они проверяются на жизнеспособность и анализируются носителями желтой и черной шляп.
Вопросы, связанные с этой ролью:
Например:
«А что, если сделать все с точностью наоборот»?
«Давайте включим внутреннего ребенка. Чего бы он хотел в этой ситуации»?
Высказывать свои мысли и идеи может каждый участник беседы, не ограничивая полет своей фантазии. Зеленую шляпу лучше использовать после черной, когда имеется четкое понимание возможных последствий тех или иных решений.
При применении технологии 6 шляп необходимо соблюдать ряд правил:
Порядок надевания шляп может выглядеть следующим образом:
Далее повторно высказываются желтая и черная шляпы. Их задача: перепроверить новые идеи. Завершает беседу носитель синей шляпы. Он подводит итоги мероприятия.
Для сбора, фиксации, проверки, анализа информации при работе с методом 6 шляп можно использовать современный цифровой сервис – функциональное приложение для планирования и организации работы в команде ЛидерТаск. С его помощью вы составите списки вопросов для обсуждения в формате мозгового штурма. Назначите роли участникам мероприятия. Зафиксируете всю важную информацию на канбан доске, сможете контролировать и отслеживать процесс исполнения поставленных задач.
Благодаря удобному чату можно обсуждать любые вопросы в удаленном формате. Организовать структурированное и систематизированное хранение информации с быстрым доступом к данным в любое время, в любом месте, даже при отсутствии подключения к интернету.
Приложение интегрируется со всеми цифровыми платформами, имеет качественную мобильную версию, поэтому всегда будет под рукой в нужный момент. Имеет развернутый функционал и полноценный набор инструментов для организации работы в команде, подходит для эффективного планирования, решения любых текущих и стратегических задач.
6 шляп мышления – удобный метод для оценки любых проблем. Он объединяет в себе рациональный аналитический подход и эмоциональное отображение ситуации. Увидев ее с других ракурсов, можно составить работоспособный план действий, предотвратить многие просчеты и ошибки. Данная технология подходит для различных сфер жизни. Ей можно руководствоваться для принятия верных решений в сложных ситуациях, использовать на уроках, в бизнесе, в личной жизни. С ее помощью можно лучше разобраться в себе, в своих проблемах и внутренних переживаниях.
Вы можете использовать различное количество шляп, в зависимости от ситуации. Главное, диалог должен быть организованным и упорядоченным. При любых условиях, главную роль в обсуждении играет синяя шляпа.
О расписании, в котором есть время и на работу, и на себя
Как отсекать лишнее, чтобы быть еще продуктивнее
Достижение целей компании невозможно без слаженной замотивированной команды. Компании, которые умеют правильно мотивировать своих сотрудников, добиваются более высоких результатов и устойчивого развития. В данной статье мы рассмотрим, что такое система мотивации персонала, почему она так важна, какие существуют виды и инструменты мотивации. Что такое мотивация персонала и для чего нужна Мотивация персонала – это процесс… Читать далее Инструменты мотивации сотрудников