логотип лидертаскСкачать ЛидерТаск
Подарок от ЛидерТаск

Попробуй бесплатный умный таск-менеджер.
50+ возможностей в одном приложении.

Узнать подробнее

Система 5S или как повысить эффективность бизнеса с помощью уборки

Юлия Дегтярева
23 мая 2024 г.
6 минут
Оценить

Столы офисных сотрудников тонут в ворохе документов, у файлов на корпоративном диске вместо названий набор символов, а в коммуникации между коллегами полный хаос? Если это картина ваших рабочих будней, то пора внедрять 5S – методику организации пространства родом из дисциплинированной Японии. Что это за метод и как он повышает личную и командную эффективность – рассказываем в статье.

Что такое 5S

Это метод, который повышает эффективность бизнеса или отдельных сотрудников через организацию рабочего пространства. Он помогает качественно выполнять работу, затрачивая на нее минимум сил и времени. 

Метод придумали и впервые применили в середине 20 века в Японии. Менеджеры компании Тойота хотели снизить розничную цену продукции без потери ее качества. Для этого они отказывались от устаревших рабочих процессов, боролись с беспорядком и систематизировали каждый этап производства. Идея была в том, чтобы найти идеальный баланс между затратами на выполнение работы и ее конечной пользой. Из придуманных ими решений родилась концепция бережливого производства, которая включает и метод 5S. 

Плюсы метода 5S

Универсальность. Метод одинаково хорош для производственного конвейера, офиса и персональной работы, потому что в его основе заложена идея осознанного стремления к улучшению. 

5S формирует правильное мышление и отношение к работе, а наведение порядка и систематизация только способ, который отражает идею на практике и легко вписывается во все сферы бизнеса. 

Ясность. Метод опирается на привычные и знакомые всем понятия. Нас с детства учат, что порядок, дисциплина, хорошо выполненная работа – это правильно. Так что для большинства в связке «дисциплина и порядок = результат и польза» нет противоречия и донести до сотрудников важность применения 5S будет легко. 

Простота. Метод состоит из понятных шагов, не требует особых условий или дополнительных затрат. Начинать можно с тем, что есть, постепенно дорабатывая и улучшая систему. От сотрудников тоже не требуется специальных навыков или знаний – только инициативность и внимательность.  

Польза метода 5S

Систематизирует рабочий процесс. С помощью метода коллектив формулирует общие для всех правила организации пространства, коммуникации и работы над задачами:

  • какие программы или инструменты использовать для разных типов задач;
  • как будет организовано рабочее место для каждой должности;
  • когда и в каком формате сдавать отчеты; 
  • каких норм придерживаться в деловом общении.

Такой подход упрощает совместную работу и ускоряет выполнение задач, потому что  сотрудники придерживаются четких рамок в составлении отчетов и документов, пользуются одними сервисами, не отвлекаясь на адаптацию отдельных решений.

Помогает найти ошибки и избавиться от лишнего. На этапе сортировки коллектив оценивает важность и нужность всех элементов рабочего процесса. Такой аудит помогает посмотреть на работу команды свежим взглядом и избавиться от лишнего: 

  • удалить ненужные программы;
  • отказаться от бесполезных встреч и отчетов;
  • устранить ошибки в управлении командой;
  • выкинуть с рабочего стола старые документы и рабочие принадлежности. 

Экономит силы и время, повышает концентрацию. Когда рабочий процесс систематизирован, сотрудники тратят силы только на важные задачи. Им не приходится адаптировать отчеты из разных отделов под один формат, конвертировать файлы или искать нужное сообщение в разных мессенджерах. Такой подход повышает мотивацию и работоспособность, потому что сотрудники концентрируются на приоритетных задачах и работают эффективнее.  

Помогает поддерживать порядок. Метод подразумевает регулярный поиск улучшений и постоянное повторение цикла из 5 шагов, которые включают сортировку и наведение порядка. Если действительно использовать 5S в работе, то порядок на рабочих местах и в задачах гарантирован. 

Повышает уровень дисциплины и ответственности. Даже если подойти к методу формально и воспринимать его как способ прибраться на столе, он уже дает результат – вырабатывает полезные привычки. Со временем они становятся частью рабочего процесса и меняют отношение сотрудников к работе. 

Как использовать 5С в офисе

Метод включает пять простых этапов: 

  • сортировка,
  • соблюдение порядка,
  • содержание в чистоте,
  • стандартизация,
  • совершенствование. 

Получается последовательная цепочка, пройдя через которую команда оценит текущую ситуацию, определит важные и полезные  для работы элементы, стандартизирует рабочий процесс. Разберем каждый этап и наведем порядок на рабочих местах и в корпоративных компьютерах. 

Подготовительный этап 

Этот шаг отсутствует в классической трактовке методики, но мы рекомендуем обязательно его пройти. На подготовительном этапе вы ставите цели, которых хотите достичь с помощью внедрения, устанавливаете сроки, определяете зоны ответственности для сотрудников. Чтобы подчиненные приняли перемены спокойно и вовлеклись в процесс, проведите собрание и расскажите про планируемые нововведения. Обязательно пообщайтесь с опытными сотрудниками, которые знают неочевидные нюансы рабочего процесса и могут дать полезные советы.  

Сортировка

Цель этого этапа – оставить только нужные для работы принадлежности и программы. Для каждой должности набор будет свой: от блокнота, ручки и графического редактора  до скоросшивателя или отраслевых справочников. На этапе сортировки удобнее всего клеить на предметы цветные стикеры или раскладывать их в разные коробки в соответствии с категориями.  

Категория «важно – использую часто». Сюда отправятся предметы, которые должны быть под рукой каждый день. Если постоянно делаете записи от руки, оставляйте блокнот и ручки, если подшиваете документы – скоросшиватель. 

Категория «важно – использую редко». В эту группу отправьте нужные в работе предметы, которые вы используете не каждый день. Это могут быть дополнительные канцелярские принадлежности, регламенты, справочники или профессиональная литература, к которой вы обращаетесь пару раз в месяц. 

Категория «неважно – больше не пользуюсь». Сюда отправляется все, что не попало в предыдущие категории: старые документы, сломанная канцелярия, ненужные записи, неактуальные инструкции и книги.

Формируйте рабочее пространство вещами из первых категорий, а предметы из третьей отправьте в мусор. Для каждой должности будет свой набор важных и лишних инструментов и данных. Если вы работаете в команде, то заранее определите с коллегами критерии сортировки. Чтобы случайно не избавиться от важных вещей или документов, совместно перепроверьте вещи на выброс и файлы на удаление. 

По такому же принципу наведите порядок в рабочих компьютерах. Создайте 3 папки с названием категорий и распределите по ним документы, файлы и программы. Для каждой должности установите свой набор обязательных документов и рабочих программ, а все остальное удалите. 

Создание порядка

Разобранные на категории предметы нужно систематизировать. Предметам из категории «важно – использую часто» оставьте место на рабочем столе, для вещей из категории «важно – использую редко» отведите ящики и полки.  Приложения, программы и файлы в компьютере распределите по папкам, придумайте единый формат названий для документов, выберите один сервис для хранения всех рабочих файлов.

На этом этапе наводится порядок и создаются единые для всей команды правила: 

  • где хранить рабочие инструменты и принадлежности; 
  • какой сервис для хранения файлов использовать;
  • как правильно называть разные типы отчетов и документов; 
  • когда и в каком формате сдавать отчеты;
  • какие сервисы использовать для деловой переписки. 

Список правил будет зависеть от должности и специфики бизнеса. Чтобы сотрудники действительно их придерживались, проведите собрание и обсудите все пункты. Так вы сможете объяснить подчиненным важность и пользу этих правил, а еще получите предложения от коллег и учтете реальную специфику каждой должности. 

Соблюдение чистоты

Самый сложный этап, на котором коллектив привыкает к новому порядку вещей и вырабатывает новые привычки. Чтобы метод реально работал, каждый член команды должен соблюдать все согласованные на втором шаге правила: следить за порядком, возвращать вещи на свои места, правильно называть и сохранять файлы, соблюдать правила переписки и любые другие договоренности. 

Стандартизация

На этом этапе установленные ранее правила проходят первичную оценку и оформляются в официальные регламенты или стандарты. Удобнее всего включить такие правила в должностные инструкции. Так вы улучшите адаптацию новых сотрудников и с первых дней работы познакомите их с принятыми правилами.  

Совершенствование

Этап, от которого зависит успех всей затеи. Вся суть методики 5S в постоянном анализе и поиске улучшений, поэтому повторять цикл из пяти шагов нужно постоянно. Если один раз навести порядок с использованием предыдущих шагов, получится просто генеральная уборка. А вот их регулярное повторение, формирование правильного отношения к работе и привычек – это и есть этап, который меняет все. 

5S система

Основные ошибки при внедрении 5S

Отсутствует личный пример руководителя. Часто управленцы активно участвуют в разработке правил и осуществляют контроль, но вот сами установленные нормы не соблюдают. Такое поведение обесценивает проделанную работу, порождает негатив, усложняет внедрение метода или вовсе делает его бесполезным. 

К нарушителям правил не применяется никаких санкций. Менять привычный рабочий ритм и вырабатывать новые привычки сложно. Одна часть сотрудников проигнорирует новые правила специально, другая – забудет о них по невнимательности и сошлется на занятость. В любом из этих случаев руководитель должен принять меры. Прямые штрафы за нарушение правил могут вызвать сильный негатив, поэтому их лучше использовать в крайних случаях. Эффективнее связать пункты 5S и систему мотивации сотрудников. Пусть размер премии частично зависит от соблюдения правил, тогда из тяжелой обязанности они превратятся в возможность повысить доход. 

Принятые правила не адаптируют под реальность. 5S –  не просто способ навести порядок, это живой и гибкий инструмент для повышения эффективности. Так что постоянный анализ, оценка и изменение установленных правил – неотъемлемая часть процесса. Если вы понимаете, что принятое решение оказалось неэффективным, смело отказывайтесь от него и ищите другое. Никому не нужен порядок, если он мешает хорошо выполнять работу и тормозит проект. 

Чек-лист для оценки соответствия критериям 5S

Чек-лист необходим на этапах подготовки и совершенствования. На старте он помогает оценить текущую ситуацию: выявляет основные проблемы или наоборот –  показывает, какие полезные правила уже приняты в команде. Такой аудит служит основой для эффективного внедрения методики 5S. 

На этапе совершенствования чек-лист помогает оценивать проделанную работу и держать ситуацию под контролем: выявлять нарушения правил, замечать ошибки и недочеты. Частота проверки и структура чек-листа зависит от специфики бизнеса и везде будет разной. Главное, соблюдать правила, которые превратят его в эффективный инструмент управления. 

Проводите аудит регулярно, чтобы вовремя находить недочеты в системе и выявлять нарушения сотрудников. Если заполнять чек-лист раз в полгода-год, то накопятся ошибки и неэффективные решения, а сотрудники расслабятся и забудут о правилах. Нерегулярный стихийный контроль всегда вызывает негатив и непонимание команды, потому что все чувствуют в этом формальный подход и бесполезность действий. 

Вовлекайте в заполнение чек-листов управленцев разных уровней, чтобы они показывали личный пример и вовлекались в процесс поиска улучшений. Так постепенно метод станет частью общей системы менеджмента и сможет влиять на организацию бизнес-процессов всей компании. 

Делитесь результатами проверок и обсуждайте их с командой, чтобы получать обратную связь и вовлекать в работу весь коллектив. Когда сотрудники чувствуют свою сопричастность к введению новых правил, они не считают их навязанными со стороны и охотнее соблюдают.

Работайте над структурой самого чек-листа, чтобы сделать его гармоничным и рациональным. Скорее всего, ваши первые чек-листы будут слишком подробными в одних разделах, и упустят важные пункты в других. На старте работы это нормально, потому тяжело учесть все сразу. Так что чек-лист периодически нужно просматривать и редактировать, удаляя бесполезные пункты и включая важные. 

Чтобы ускорить работу и избежать распространенных ошибок, возьмите за основу шаблон из интернета и адаптируйте его под свой бизнес. Такие документы можно найти в базах чек-листов.  Например, на сайте платформы для автоматизации аудита розничных сетей MD Audit или на сайте бесплатного конструктора чек-листов Чек-лист.эксперт.
Чек-лист
Читайте также:
Как составить чек-лист
***

Метод 5S – отличный способ повысить командную и личную эффективность. Он поможет навести и поддержать порядок на рабочих местах и в задачах, сформирует полезные привычки, научит правильно распределять приоритеты и рабочее время. Чтобы внедрение методики прошло успешно, подходите к переменам осознанно, вовлекайте в процесс сотрудников, показывайте личный пример, регулярно проводите аудит и отказывайтесь от неэффективных решений.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Скачай бесплатный умный планировщик (50+ возможностей в одном приложении)
Ставьте цели, планируйте задачи и достигайте их в 3 раза быстрее
Скачать бесплатноbla
Похожие статьи
***
Система 5S или как повысить эффективность бизнеса с помощью уборкиСистема 5S или как повысить эффективность бизнеса с помощью уборки

Столы офисных сотрудников тонут в ворохе документов, у файлов на корпоративном диске вместо названий набор символов, а в коммуникации между коллегами полный хаос? Если это картина ваших рабочих будней, то пора внедрять 5S – методику организации пространства родом из дисциплинированной Японии. Что это за метод и как он повышает личную и командную эффективность – рассказываем… Читать далее Система 5S или как повысить эффективность бизнеса с помощью уборки

Тест на характерТест на характер

Все люди по своему уникальны. Однако, несмотря на индивидуальные особенности, можно заметить определённые повторяющиеся паттерны поведения, которые формируют различные типы характеров. Эти повторяющиеся модели помогают психологам и психиатрам классифицировать характеры на основе общих черт всех людей. В этой статье мы предлагаем вам пройти тест на определение акцентуации характера по классификации немецкого психиатра Карла Леонгарда. Тест… Читать далее Тест на характер

10 советов о том, как самостоятельно спланировать отпуск и не накосячить10 советов о том, как самостоятельно спланировать отпуск и не накосячить

Разбираемся, в чем плюсы и минусы составления маршрута заранее и делимся советами, которые помогут организовать путешествие. Даже если вы не собираетесь планировать каждую минуту своей поездки, эти советы будут полезными, чтобы сориентироваться по ходу. Для удобства разделили советы на три раздела: как добираться, где жить и чем питаться, что посмотреть.  Нужно ли планировать отпуск Планировать… Читать далее 10 советов о том, как самостоятельно спланировать отпуск и не накосячить