Главная цель управления проектом – достижение запланированной цели без превышения бюджета. Для этого важно правильно организовать все рабочие процессы, свести к минимуму количество ошибок и брака. С этой целью можно использовать различные методики и инструменты. Например, концепцию «Шесть сигм», ориентированную на пользователей и точность показателей. Данный метод появился в 80-е годы, был разработан корпорацией Motorola, а в 90-е стал ключевой стратегией компании General Electric. В основе методики используется «философия бережливого мышления». Что представляет собой эта техника? Какими преимуществами и недостатками обладает? Как помогает в управлении проектами? Попробуем разобраться.
Данный термин связан с методологией Lean, направленной на оптимизацию рабочих процессов. Концепция Lean manufacturing или «бережливое производство» сформировалась после Второй мировой войны, в Японии. Методика 6 Сигм была впервые использована корпорацией Моторола для борьбы с производственным браком. Оба этих подхода применяются совместно для совершенствования рабочих процессов.
Сигма — буква греческого алфавита, обозначающая стандартное отклонение от нормы. В теории вероятности подход 6 Сигм выражается формулой: не более 3,4 дефектов на миллион операций. В компании Motorola этот принцип использовался для измерения погрешностей, допускаемых в процессе изготовления продукции. Система 6 Сигм включала шесть уровней, каждому из которых соответствовало определённое число дефектов:
Уровень сигм | Количество недостатков (несоответствий требованиям клиента) |
---|---|
6 | 1 |
5 | 2 |
4 | 3 |
3 | 4 |
2 | 5 |
1 | 6 |
Концепция Six Sigma ориентируется на клиента, его удовлетворённость конечным результатом работы. Она требует обязательной стандартизации услуги или продукта. Любые отклонения от установленных норм должны быть минимальными. Цифра 6 в данном случае является условной. Вы можете определить для себя любое количество уровней качества. Их может быть 12 или, например, 4. Но, по мнению, разработчиков, именно такое распределение отклонений соответствует большинству процессов. В соответствии с данной градацией бизнес шестого уровня считается самым успешным, а первого – убыточным.
Методология 6 sigma строится на трёх постулатах:
Другие принципы концепции «Шесть сигм»:
Как любые другие методы управления, система Six Sigma имеет сильные и слабые стороны. К её преимуществам можно отнести:
Недостатки технологии:
В концепции используются два подхода, объединённые принципом: «Планируй-Делай-Проверь-Исправь». Алгоритм DMAIC направлен на улучшение производственных процессов, а техника DMADV или DFSS используется при создании нового продукта.
Данный алгоритм подразумевает работу на опережение. Изменившиеся предпочтения потребителей нужно прогнозировать заранее, не допуская появления дефектов. Их легче предупредить, чем устранять.
Расшифровывается как Define – Measure – Analyze – Design – Verify.
Для внедрения технологии 6 сигм в производственные процессы используются следующие инструменты:
Представляют собой схемы, изображающие ресурсы, имеющиеся в наличии у команды, и её действия.
Оценивается соотношение между затратами и предполагаемыми выгодами от реализации проекта.
Это схема, на которой отображаются критически важные показатели качества. Её используют на начальных этапах работы над проектом для уточнения требований к продукту или услуге.
С помощью данного инструмента проводится подготовка к опытам.
К ним относят контрольную карту Шухарта, кривую Парето и другие инструменты.
Командная работа, высокая вовлеченность сотрудников – необходимые условия для успешного внедрения методики 6 сигм. Чтобы она работала слаженно и организованно, команду нужно правильно скомплектовать и обучить. Для этого используется японская философия иерархичного устройства общества. Участники рабочих процессов разделяются по старшинству. Команда уважает более опытных старших коллег, занимающих высшее положение в иерархии, а они, в свою очередь, являются руководителями и наставниками для подчинённых. Роли в такой команде распределяются следующим образом:
Чтобы продемонстрировать эффективность данной концепции управления, приведём несколько примеров крупных компаний, использующих в работе 6 сигм:
По результатам статистических наблюдений в 2007 году 82 из 100 крупнейших компаний Соединённых Штатов Америки, являющихся лидерами в своём сегменте, перешли на систему Six Sigma. В течение последующих 4 лет они получали дополнительный прирост к прибыли от 4 до 7 %.
Вот как это выглядит на практике:
Предприятие, изготавливающее корпусную мебель, за год реализовало 1000 единиц комплектов. 40 изделий вернули из-за обнаруженных недостатков в конструкции. 15 изделий магазин забраковал из-за некомплектности. 25 пользователей оставили негативные отзывы о низком качестве комплектующих. Итого на 1000 единиц продукции компания получила 80 нареканий:
Им присваиваются следующие баллы:
Критические – 3; значимые – 2; малозначимые -1.
Рассчитываем их общий вес:
40х3+25х2+5х1 = 185 баллов.
На втором и третьем этапах DMAIC были выявлены ещё 6 «критических мест». В результате общая сумма дефектов составляет: 1000х(1+2+3+12) = 18000 баллов. Доля дефектов в объёме произведённой мебели: 185/18 000х100% = 1,02%.
Это отклонение подходит к 3 уровню сигмы. То есть компания работает неэффективно.
Для организации управления проектами успешно используются различные цифровые системы и инструменты. С их помощью проще организовать взаимодействие между участниками в команде. Оптимизировать все процессы при производстве товара или услуги. Минимизировать ошибки и издержки благодаря контролю деятельности на каждом этапе. ЛидерТаск – один из подобных сервисов, заменяющий несколько программ, использующихся для стратегического, текущего планирования и управления проектами. У приложения имеется полноценный набор разнообразных опций для эффективной работы в команде. Его можно использовать для постановки целей, контроля их достижения, создания поручений и задач, делегирования их другим исполнителям.
В программе можно обмениваться информацией, обсуждать любые вопросы проекта в корпоративном чате, отслеживать прогресс каждого исполнителя. Своевременно выявлять возможные «узкие места». Контролировать расход времени и других важных ресурсов. В приложение встроен удобный календарь для планирования, имеется необходимый инструментарий для работы по методике GTD, принципу Парето, гибким Agile, Scrum технологиям. ЛидерТаск синхронизируется с различными цифровыми платформами, не требует подключения к интернету.
Концепция Six Sigma направлена на поиск дефектов и причин их возникновения. Для этого применяются статистические, экспериментальные исследования и систематический менеджмент качества. Успешность внедрения и использования методики зависит от компетентности проектных менеджеров и их грамотного взаимодействия с другими участниками проекта.
Практический опыт крупных зарубежных компаний показал, что один менеджер с квалификацией «чёрного пояса» за год может реализовать 5 – 6 проектов. Один такой специалист может сэкономить для компании до 175 тысяч долларов, увеличив её прибыль в год до 1 миллиона.
Умение видеть свою жизнь в долгосрочной перспективе позволяет нам организовать повседневные дела таким образом, чтобы они служили достижению более значимых целей. Планируя год, мы автоматически структурируем свои дни, недели и месяцы так, что каждое наше действие наполнено смыслом и направлено на результат. В статье расскажем, как определить свои приоритеты и ценности и проанализировать предыдущий год,… Читать далее Как создать план на год: пошаговая инструкция и примеры
Знакома ли вам ситуация, когда до сдачи курсовой остается одна ночь, а вы только начинаете работу? Такое бывает, когда время уходит в никуда из-за прокрастинации и хаоса в расписании. Но это можно изменить. ЛидерТаск — идеальное решение для студентов: помогает эффективно управлять временем, повысить успеваемость и найти баланс между обучением и личной жизнью. Почему тайм-менеджмент… Читать далее Как студенту повысить успеваемость и найти баланс в жизни с помощью тайм-менеджмента
Как отсекать лишнее, чтобы быть еще продуктивнее