Для определения конкурентоспособности предприятия, анализа его внутренней среды, выявления точек роста, получения преимуществ перед конкурентами используется SNW-анализ. Для его проведения весь функционал компании делится на отдельные блоки. Каждый из них рассматривается в отдельности. Эта техника является более углубленной разновидностью SWOT-метода, применяющегося для анализа сильных и слабых сторон.
Это способ оценки внутренних факторов, влияющих на функционирование компании. При SNW-анализе оценивается состояние ее организационной структуры, а также производство, работа маркетинговых, логистических служб, других направлений. Данная аббревиатура состоит из английских слов Strength, Neutral, Weakness и расшифровывается следующим образом:
Всем изучаемым факторам присваиваются нейтральные среднерыночные значения (N). Затем их сравнивают с реальными показателями, выясняя, насколько они соответствуют норме и как отличаются от аналогичных показателей конкурентов. Исследование выполняется для выявления положительных моментов в работе компании, устранения обнаруженных недостатков и определения средних показателей, наглядно демонстрирующих деятельность фирмы.
Данная методика применяется для анализа состояния организации с целью повышения ее конкурентоспособности. Исследование демонстрирует состав, иерархию подразделений, показывает, какие процессы происходят внутри компании, как они влияют на ее результативность и развитие. Помогает оценить эффективность системы управления, маркетинга, производства. Является базой, основой для стратегического планирования.
СНВ-анализ показывает, на каких участках компания отстает от конкурентов и насколько, в каких позициях опережает их. На его основе строится дальнейший план развития, который может быть реализован в двух направлениях:
Чтобы опередить конкурентов, компания должна занимать нейтральные позиции в большинстве изучаемых показателей и иметь несколько сильных позиций. Это позволит ей уверенно чувствовать себя в своей рыночной нише.
Зная сильные стороны своей компании, руководитель может использовать их с большей выгодой для бизнеса, а недостатки превратить в достоинства, выделяющие его среди конкурентов.
Например: Вы запускаете линию модной одежды из качественных материалов. Из-за этого себестоимость изделий достаточно высока, поэтому в вашем ассортименте всего несколько моделей.
Ваши минусы: высокая продажная стоимость и ограниченный ассортимент. Но, эти же показатели можно использовать в положительном аспекте. Вашу одежду могут позволить себе люди со стабильным доходом. Их устраивает ее дизайн, качество и уникальность, значит, они будут покупать вещи регулярно. То есть вы получите постоянный доход от продаж.
SNW-анализ обладает достоинствами SWOT-методики, но при этом позволяет более глубоко изучить объект. Среди плюсов его применения стоит выделить:
Недостатки у подхода также имеются:
Техника основана на качественной оценке внутренней среды компании. В таком исследовании, например, для заработной платы, указывается не размер, а уровень: (W) – «ниже рыночной», (Т) – «средняя», (S) – выше рыночной. Для проведения SNW анализа, необходимо выполнить следующие шаги:
Это факторы, параметры, прямо или косвенно влияющие на эффективность работы компании, ее выручку, конкурентоспособность. Отдельное внимание уделяется элементам, потребляющим много ресурсов, а также участкам, на которых совершаются ошибки, возникают трудности в работе. В ходе анализа исследуются следующие аспекты деятельности предприятия:
Эти элементы могут быть дополнительно разделены на составляющие. Например, при исследовании трудовых ресурсов, отдельно рассматриваются такие показатели, как квалификация персонала, уровень заработной платы, кадровый резерв компании.
В ходе СНВ-анализа компания сравнивается с конкурентами. Для этого собираются необходимые данные из открытых финансовых отчетов, маркетинговых исследований. Для поиска информации также используются сайты, рекламные материалы конкурирующих предприятий, СМИ и другие источники. Далее определяются среднерыночные (нейтральные) значения по всем исследуемым факторам.
Все показатели предприятия сравниваются с нейтральными значениями. Им присваивается один из трех уровней: слабый, нейтральный или сильный.
После исследования у руководителя должна появиться наглядная картина деятельности компании, со всеми возможными преимуществами и недостатками. На ее основании делаются выводы, составляются списки рекомендаций по устранению «узких» мест и укреплению сильных позиций фирмы. Формулируется цель, сроки исполнения, расписываются конкретные мероприятия для достижения поставленных задач.
Технически SNW-анализ представляет собой сводную таблицу подобного типа:
Исследуемые критерии | Анализ | ||
S (сильные качества) | N (нейтральные) | W (слабости) | |
Стратегия | |||
Структура управления | |||
Финансы | |||
Трудовые ресурсы | |||
Маркетинг |
В первой колонке таблицы указываются все факторы, влияющие на прибыльность организации, например:
Подробный разбор каждой позиции дает возможность усовершенствовать бизнес-процессы компании, получить преимущества перед конкурентами. В первую очередь в таблицу записываются «проблемные места» с точным указанием сроков их исправления:
Исследуемые критерии | Анализ | ||
S (сильные качества) | N (нейтральные) | W (слабости) | |
Качество, уровень рекламы | К 20.10.2024 | ← | |
Квалификация персонала | К 10.11.2024 | ← |
В таблицу также можно добавить колонку с комментариями, прописав в ней конкретные советы для улучшения сложившейся ситуации.
Для получения корректных результатов данное исследование необходимо проводить систематически. Лучше делать это через равные промежутки времени. Для структурирования информации, планирования мероприятий по улучшению деятельности организации можно использовать специальный цифровой сервис ЛидерТаск. Программа объединяет возможности планировщика и таск-менеджера. В ней можно составить таблицы для отдельных продуктов, выпускаемых компанией, или охватить все процессы, ресурсы, базисные структуры предприятия для полного и всестороннего исследования его деятельности. Подобный анализ будет полезен для выявления реального состояния организации и определения потенциала ее развития на ближайшие годы.
В программу встроено множество полезных функций для менеджмента, стратегического и оперативного планирования. Присутствует удобная система уведомлений о важных событиях и новых задачах. В ЛидерТаск легко составить подробные планы мероприятий, направленные на изменение текущих событий. Контролировать их исполнение на каждом этапе. Анализировать результаты, делать соответствующие выводы. Программа работает на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме, без интернета.
SNW-анализ – информативный, полезный инструмент для любой работающей компании, позволяющий наглядно оценить эффективность ее развития, выявить слабые стороны, усилить преимущества. По результатам исследования составляются стратегические планы. С их помощью можно недостатки использовать в пользу предприятия, получить преимущества перед конкурентами, избавиться от ошибок и найти дальнейшие точки роста.
5 способов как найти верное решение для решения любой проблемы
Как не впасть в опасную зависимость от работы?
Чтобы обучение сотрудников приносило реальные результаты, важно регулярно оценивать его эффективность. Рассмотрим основные модели и метрики оценки эффективности обучения, а также современные цифровые инструменты, которые помогут в этом процессе. Основные модели оценки эффективности обучения Обучение сотрудников — важный инструмент для повышения их компетентности и достижения стратегических целей компании. Для HR-менеджеров важно не только организовать обучение,… Читать далее Как оценить эффективность обучения сотрудников