Из популярного видео мы знаем, что мотивация должна быть, и её надо поднять! Вот только она бывает разная. И мы говорим не про цели, с которыми она связана, а про её происхождение. У каждого из нас есть две мотивации: внутренняя и внешняя. Одна стимулирует наши действия разными факторами снаружи, другая «двигает» нас изнутри. И обе влияют по-разному. Так откуда они берутся и можно ли их использовать во благо себе?
Начнём с базы, а точнее — с определения. В переводе с латыни «movēre» означает «двигать». В Толковом словаре Владимира Даля «motive» с французского переводится как «побудительная причина, повод». Собираем вместе и получаем, что мотивация — это причина (или повод) для достижения поставленной цели, как правило, наиболее быстрым способом, которая направляет человека и двигает его к активности или определенной работе.
Если говорить простыми словами — это своеобразный пинок, который побуждает добиваться целей. Такие мотивационные пинки составляют необходимую часть личностного и карьерного роста для каждого и позволяют нам повышать собственные скиллы, например, работоспособность или самодисциплину.
Мотивацию условно можно поделить по её происхождению на внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это стимулы извне, которые побуждают нас на некие действия. Иными словами, мы мотивированы на что-то, потому что хотим получить вознаграждение или даже избежать чего-то неприятного. В большинстве случаев внешняя мотивация связана с материальными причинами.
Разберем на простом примере. Босс объявил персоналу, что даст премию тому, кто заключит бóльшее количество сделок в этом месяце. Сотрудник загорелся получить вознаграждение и стал работать активнее коллег. В конце месяца получил заслуженную премию, которая выступала стимулом для сотрудников к действию.
Также в коллективе внешней мотивацией может быть признание. Именно оно даёт сотруднику понимание ценности своей работы, важности для компании. В свою очередь, это даёт человеку уважение, которое А. Маслоу рассматривает как важную потребность в успехе и стремлении к самостоятельности.
Этот тип мотивации может быть очень эффективным. Поощрения извне — полезный инструмент, который помогает людям сохранять работоспособность, оставаться мотивированными и отлично выполнять поставленные задачи. Особенно важно, когда людям нужно выполнить что-то скучное и неинтересное, например, домашнее задание или рутинный рабочий проект.
В 60-х годах психолог из США Уолтер Мишель провёл серию экспериментов по самоконтролю с внешней мотивацией. В зефирном эксперименте, или «тесте маршмеллоу», несколько детей от 4 до 6 лет по очереди приглашали в пустую комнату, где на столе лежало одно маршмеллоу. Задача ребёнка была сдержаться и не съесть зефирку до возвращения взрослого, тогда он получит ещё одну сладость. Несколько детей оказались в состоянии противостоять соблазну, большинство сдалось менее чем через одну минуту после начала эксперимента.
Причём тут мотивация? Дело в самоконтроле. Дети, не задумываясь, ограничивали себя, желая получить удвоенную порцию лакомства. Получается, что внешние стимулы — неплохая вещь, которая толкает нас не только на разного рода деятельность, но и на работу над собой.
Помимо внешних факторов, у каждого из нас есть внутренние «стимуляторы», которые зависят только от нас самих. Внутренняя мотивация — это личное стремление узнать или получить что-то. Например, посетить мастер-класс по вышивке или научиться стрелять из лука, прокачать свои скилы в профессии или начать изучать корейский. Это всё дарит вам уверенность в себе, ощущение удовлетворения от своей деятельности (не обязательно профессиональной) и самого себя.
Термин «внутренняя мотивация» ввели в оборот в 1985 году учёные Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Отчасти это продолжение пирамиды потребностей Маслоу. Согласно теории, в основе каждой внутренней мотивации лежат три базовые потребности, которые обеспечивают её функционирование:
С точки зрения психологов, самой значимой потребностью является потребность в самодетерминации. То есть человеку для поиска внутреннего стимула нужно чувствовать себя инициатором собственных действий и контролировать своё поведение.
Помните маму Веру из советского фильма «Девчата», которая, помимо работы на лесопилке, училась на заочном? Вот это яркий пример внутренней мотивации. Стремление заниматься, получать новые навыки без какого-либо внешнего фактора.
Страх, кстати, тоже своего рода внутренняя мотивация, только не надолго. Возможность наказания, провала может расшевелить и заставить действовать. В долгом промежутке времени этот негативный фактор сильно испортит ваше психическое здоровье постоянным ожиданием ошибиться или потерпеть неудачу. Поэтому это не лучший мотив для действий.
Для человека любая мотивация — своего рода мотор, который вас «заводит» к деятельности, а не сама форма деятельности. И её можно и нужно создавать либо самостоятельно, либо искать во внешних факторах.
Нельзя сказать, что какая-то мотивация лучше, а какая-то хуже. Если грамотно использовать любые стимулы, можно добиться положительных результатов. В идеале нужно соблюдать баланс между приоритетами внешних и внутренних стимулов.
Ниже представлена краткая таблица с плюсами и минусами внутренней и внешней мотивации, чтобы ответ на вопрос «Какой стимул мне выбрать для той или иной работы?» был проще.
Даже если вы никогда не испытывали проблем с мотивацией, у каждого из нас есть задачи, которые выполнять совсем не хочется. Они могут быть скучными, рутинными или просто неприятными во всех смыслах. Часто такие задачи самые важные, и откладывать их в «долгий ящик» не получится. Здесь могут не работать внешние стимулы, а внутренние мотивы кроме вас никто не создаст.
Вот несколько советов, как найти в себе мотивацию и справиться с любыми задачами:
Мотивация во всех ее видах может быть полезна. Главное — постараться соблюдать баланс между внешними и внутренними стимулами, тогда вы будете получать удовольствие как от самой деятельности, так и от награды, что будет ждать в конце.
Рассказываем, как получить руководящую должность и что для этого нужно
Можно быть сколь угодно хорошим маркетологом и знать рынок, но без внимания к потребностям целевой аудитории продукт не будет успешным. Эффективный способ не терять связь с потребителями — система кастдева. О том, как успешно провести кастдев, рассказываем в сегодняшней статье. А сделать это быстрее и проще поможет ЛидерТаск — сервис для планирования и работы в… Читать далее Как успешно провести кастдев и создать продукт, который понравится пользователям
Критическое мышление — это процесс целенаправленного, саморегулируемого суждения, направленного на анализ, оценку и интерпретацию информации. Простыми словами, это способность здраво рационально рассуждать, выявлять ошибки в аргументах, понимать логическую связь между идеями и фактами, избегать когнитивных искажений и выстраивать логические цепочки. Способность мыслить критически помогает человеку принимать правильные решения в повседневной жизни и профессиональной деятельности, а… Читать далее Тест на критическое мышление