Понятие корпоративной культуры гораздо шире, чем встреча праздников, и она активно влияет на рабочий процесс. Корпоративная культура компании – это костяк, объединяющий сотрудников и лицо, которое видят извне. В этой статье мы расскажем о видах и элементах корпоративной культуры, как грамотно ее разработать и успешно внедрить.
Корпоративная культура – это ценности, традиции и нормы поведения всех сотрудников организации. Например, режим работы, дресс-код, продолжительность обеденного перерыва, стиль общения с партнерами и клиентами. Эти правила могут быть официально прописаны или поддерживаться негласно.
Задача корпкультуры создать коллектив, который работает плодотворно и чувствует себя комфортно. Даже пятничный футбол может мотивировать работников не меньше, чем квартальная премия. Коллектив, который хочет трудиться именно в этой организации и делать общее дело – самый важный актив компании.
Например, компания хочет внедрить клиентоориентированный подход, чтобы увеличить продажи. Как завоевать лояльность клиента? Во-первых, внешним видом и манерой поведения сотрудников. Во-вторых, стилем общения, где обязательна вежливость и отзывчивость, что прописывается как раз корпоративной культурой.
Корпкультура дает возможность создать работоспособную команду. Это не волшебная палочка, но набор правил поможет повысить производительность труда и улучшить качество конечного продукта.
Разные корпоративные культуры тем не менее выполняют одинаковые функции:
Часть таких элементов направлена внутрь организации. Другие же наоборот работают на внешний имидж.
Ценности и миссия
Под ценностями подразумевают основные принципы организации – равенство, социальная ответственность, инновации. Миссия становится ориентиром для всех сотрудников. Она дает возможность членам коллектива двигаться в одном направлении к целям компании.
Корпоративная символика
Цвета фирмы, логотип, гимн. У Сбера, например, зеленый цвет, который присутствует в рекламных слоганах, одежде и так далее.
Профессиональная этика
Правила поведения сотрудников на рабочем месте. Например, стиль обращения друг к другу, тайна конфиденциальной информации, честность.
Нематериальная мотивация
Такие как спортивные мероприятия, питание в офисе, компенсация затрат на транспорт, летний детский лагерь.
Нет предприятий, где бы была одинаковая корпкультура. Обычно она рождается стихийно на заре деятельности компании, и только со временем по мере становления бизнеса обретает четкие формы. Тем не менее эксперты делят ее на несколько типов, которые могут быть ярко выраженные или смешиваться между собой.
Наиболее часто встречается в крупных корпорациях. В этой модели прописаны иерархические отношения внутри коллектива, строгий дресс-код, точные инструкции.
Основные достоинства этого типа – предсказуемость, слаженность и четкость действий. Однако предприятия с ролевой корпоративной культурой не могут быстро адаптироваться под рыночные изменения.
Преобладает в малом и среднем бизнесе, а также в стартапах. При этом отношения в коллективе скорее дружеские и неформальные. Главная движущая сила в этой модели – коллективный дух и преданность единому делу. Лидером обычно становится тот, кто берет на себя организационные задачи.
Здесь сотрудники чувствуют себя с руководством, как с отцом семейства. Люди являются главной ценностью и движущей силой бизнеса. Как правило, в таких компаниях предлагают хороший социальный пакет – подарки, совместные мероприятия, помощь в трудных жизненных ситуациях.
Обычно встречается в растущих компаниях. Коллектив нацелен на результат, на получение дохода. Ценность сотрудника определяется размером прибыли, которую он принес организации, и от этого зависит его зарплата. Отношения между коллегами формальные, имеет место соперничество. Начальник обычно требователен и оценивает не личные качества, а исключительно вклад работника в увеличение прибыли предприятия.
Корпкультура может быть разработана руководством и внедрена целенаправленно. В этом случае ее составляют с учетом уже сложившихся традиций и норм. Однако она может формироваться и стихийно.
Предположим, часть сотрудников увлекаются шахматами. Постепенно пятничные шахматные турниры становятся традицией. Начальство поддержало традицию, выделило средства на призовой фонд. Хороший пример стихийного элемента корпоративной культуры, когда все сложилось хорошо. Но есть риск, что при таком подходе в организации сформируются не те ценности, которые хотелось бы видеть. Как же правильно внедрить корпоративную культуру?
Нужно изучить уже сложившуюся ситуацию. Какие существуют традиции, как принято общаться между собой. Сотрудники могут соблюдать распорядок дня и следовать дресс-коду, но не быть в курсе миссии и ценностей компании.
На этом этапе нужно понять, для чего создается корпкультура. Является ли целью сплотить коллектив или мотивировать сотрудников на достижение прибыли.
У организации ценностей может быть несколько, нужно определить ключевые. Для этого желательно опросить коллектив, чтобы учесть мнение каждого.
Обычно правила деловых отношений закрепляют в инструкциях или кодексах. При этом неформальные элементы, такие как корпоративы и спортивные соревнования, также следует прописать.
Процесс внедрения корпоративной культуры займет не один месяц. В первую очередь новшество нужно донести до всех членов коллектива, используя все возможности – чаты, очные собрания, неформальное общение руководства с подчиненными. На первом этапе необходимо выяснить отношение членов команды к разработанной корпкультуре. Далее скорректировать, по необходимости, и внедрить ее в жизнь организации.
Ценность организации – свобода творчества. Здесь нет соревнований и рейтингов. Каждый человек одинаково нужен компании. Работники непрерывно учатся и повышают квалификацию. Принято наставничество – более опытные берут шефство над новичками. Создать креативный продукт – вот цель компании.
Образец корпоративной культуры компании, который для многих является эталоном. Google до сих пор задает тон. Сотрудники получают финансовые бонусы и расширенный соцпакет. Здесь и тренажерный зал, и бесплатные обеды, и даже принцип dog-friendly в офисах.
Кредо команды – дружелюбие и ориентированность на результат. В компании собраны высококвалифицированные специалисты, объединенные общей целью.
Что часто случается? Документы подписаны, до сотрудников донесены основы корпоративной культуры, а на деле нововведения не работают. Почему так случается? Рассмотрим основные причины.
Придуманы слоганы, дизайнеры разработали логотипы, модельеры сшили форму, начальник все подписал и перерезал ленточку. Коллектив похлопал в ладоши и благополучно через месяц все забыл…
Любой почин должен поддерживаться и подпитываться. Недостаточно арендовать спортивный зал, нужно мотивировать сотрудников заниматься спортом. Каждый должен чувствовать заботу и заинтересованность.
Формирование корпкультуры происходит среди целостного коллектива. Главные в этом процессе – люди. Если корпоративной культурой занимается только отдел управления персоналом или маркетинга, вероятнее всего, она не приживется. Привлекайте к процессу всех работников по каналам связи, мотивируйте персонал принять участие в разработке внутреннего кодекса.
Часто бывает, что менеджеры, в отличие от рядовых сотрудников, игнорируют ими же разработанные правила. Это демотивирует персонал следовать корпоративной культуре. Простыми словами люди чувствуют себя обманутыми. Такое допускать нельзя.
Если кто-либо из команды выглядит “белой вороной”, это мешает всему коллективу. Но прежде чем расстаться с таким сотрудником, надо поговорить с ним о причинах его поведения. Возможно, он действительно не разделяет убеждения и ценности компании, а может, ему нужно дать шанс. Если такие случаи не единичны, руководству стоит задуматься, правильно ли коллектив воспринимает корпоративную политику.
Корпоративная культура – термин, означающий совокупность правил поведения, внешнего вида, традиций, ценностей и миссии компании. Она может зарождаться стихийно или быть введена сверху. Это важный элемент бизнеса, который может дать мощный толчок к развитию. Люди и их заинтересованность в общем деле – главный залог успеха внедрения корпоративной культуры.
Если вы хотите разобраться в теме корпоративной культуры поподробнее, предлагаем почитать эти книги:
Дедлайн сдачи приближается, а проект простаивает из-за отсутствия мотивации. Это про вас? Даже занимаясь любимым делом, мы порой теряем стимул продолжать. А без мотивации продуктивность неизбежно снижается как в работе, так и в жизни. О том, почему мы теряем мотивацию и как её поднять, расскажем сегодня в статье. А также дадим инструкцию, как внедрить советы… Читать далее Почему мы теряем мотивацию и как её вернуть
О расписании, в котором есть время и на работу, и на себя
Точное и эффективное бюджетное планирование — залог успешного бизнеса. Но как достичь этой цели в условиях постоянно меняющегося рынка? Традиционные методы уже не справляются с растущей сложностью задач. Современные организации нуждаются в гибких и интуитивно понятных инструментах, таких как ЛидерТаск, которые позволят оптимизировать процессы и повысить точность прогнозов. Сейчас мы расскажем о методах бюджетного планирования,… Читать далее Как улучшить бюджетное планирование: инструменты и методы