Зачем нужна корпоративная культура и как заставить ее работать на бизнес

Анна Понкратова
29 дек. 2023 г.
5 минут
Оценить

Понятие корпоративной культуры гораздо шире, чем встреча праздников, и она активно влияет на рабочий процесс. Корпоративная культура компании – это костяк, объединяющий сотрудников и лицо, которое видят извне. В этой статье мы расскажем о видах и элементах корпоративной культуры, как грамотно ее разработать и успешно внедрить.

Что такое корпоративная культура

Корпоративная культура – это ценности, традиции и нормы поведения всех сотрудников организации. Например, режим работы, дресс-код, продолжительность обеденного перерыва, стиль общения с партнерами и клиентами. Эти правила могут быть официально прописаны или поддерживаться негласно.

Задача корпкультуры создать коллектив, который работает плодотворно и чувствует себя комфортно. Даже пятничный футбол может мотивировать работников не меньше, чем квартальная премия. Коллектив, который хочет трудиться именно в этой организации и делать общее дело – самый важный актив компании.

Насколько важен такой элемент как корпоративная культура? 

Например, компания хочет внедрить клиентоориентированный подход, чтобы увеличить продажи. Как завоевать лояльность клиента? Во-первых, внешним видом и манерой поведения сотрудников. Во-вторых, стилем общения, где обязательна вежливость и отзывчивость, что прописывается как раз корпоративной культурой.

Важно! Не нужно преувеличивать роль корпоративной культуры, если речь идет о финансовых показателях. Здесь она выступает как вспомогательный компонент и не сработает без грамотного маркетинга.

Корпкультура дает возможность создать работоспособную команду. Это не волшебная палочка, но набор правил поможет повысить производительность труда и улучшить качество конечного продукта.

Функции корпоративной культуры

Разные корпоративные культуры тем не менее выполняют одинаковые функции: 

  • Имидж. Создание образа как для функционирующих сотрудников, так и для претендующих на вакансии.
  • Мотивация. Зачастую здоровые отношения в коллективе работают лучше, чем денежная мотивация.
  • Вовлечение. Желание коллектива заниматься общим делом.
  • Идентификация. Принадлежность к коллективу должна стать предметом гордости работников.
  • Адаптация. Новым сотрудникам помогает легче и быстрее влиться в коллектив.
  • Управление. Помогает внедрить современные и актуальные модели управления.
  • Маркетинг. Формирует стиль отношений с клиентами, партнерами, прессой и блогерами.

Особенности корпоративной культуры

Часть таких элементов направлена внутрь организации. Другие же наоборот работают на внешний имидж.

Внешние элементы

Ценности и миссия

Под ценностями подразумевают основные принципы организации – равенство, социальная ответственность, инновации. Миссия становится ориентиром для всех сотрудников. Она дает возможность членам коллектива двигаться в одном направлении к целям компании.

Корпоративная символика

Цвета фирмы, логотип, гимн. У Сбера, например, зеленый цвет, который присутствует в рекламных слоганах, одежде и так далее.

Внутренние элементы

Профессиональная этика

Правила поведения сотрудников на рабочем месте. Например, стиль обращения друг к другу, тайна конфиденциальной информации, честность.

Нематериальная мотивация

Такие как спортивные мероприятия, питание в офисе, компенсация затрат на транспорт, летний детский лагерь.

Модели корпоративных культур

Нет предприятий, где бы была одинаковая корпкультура. Обычно она рождается стихийно на заре деятельности компании, и только со временем по мере становления бизнеса обретает четкие формы. Тем не менее эксперты делят ее на несколько типов, которые могут быть ярко выраженные или смешиваться между собой.

Ролевая

Наиболее часто встречается в крупных корпорациях. В этой модели прописаны иерархические отношения внутри коллектива, строгий дресс-код, точные инструкции. 

Основные достоинства этого типа – предсказуемость, слаженность и четкость действий. Однако предприятия с ролевой корпоративной культурой не могут быстро адаптироваться под рыночные изменения.

Командная

Преобладает в малом и среднем бизнесе, а также в стартапах. При этом отношения в коллективе скорее дружеские и неформальные. Главная движущая сила в этой модели – коллективный дух и преданность единому делу. Лидером обычно становится тот, кто берет на себя организационные задачи.

Семейная

Здесь сотрудники чувствуют себя с руководством, как с отцом семейства. Люди являются главной ценностью и движущей силой бизнеса. Как правило, в таких компаниях предлагают хороший социальный пакет – подарки, совместные мероприятия, помощь в трудных жизненных ситуациях.

Рыночная

Обычно встречается в растущих компаниях. Коллектив нацелен на результат, на получение дохода.  Ценность сотрудника определяется размером прибыли, которую он принес организации, и от этого зависит его зарплата. Отношения между коллегами формальные, имеет место соперничество. Начальник обычно требователен и оценивает не личные качества, а исключительно вклад работника в увеличение прибыли предприятия.

Как внедрить корпоративную культуру: пошаговый план

Корпкультура может быть разработана руководством и внедрена целенаправленно. В этом случае ее составляют с учетом уже сложившихся традиций и норм. Однако она может формироваться и стихийно.

Предположим, часть сотрудников увлекаются шахматами. Постепенно пятничные шахматные турниры становятся традицией. Начальство поддержало традицию, выделило средства на призовой фонд. Хороший пример стихийного элемента корпоративной культуры, когда все сложилось хорошо. Но есть риск, что при таком подходе в организации сформируются не те ценности, которые хотелось бы видеть. Как же правильно внедрить корпоративную культуру?

1. Провести анализ

Нужно изучить уже сложившуюся ситуацию. Какие существуют традиции, как принято общаться между собой. Сотрудники могут соблюдать распорядок дня и следовать дресс-коду, но не быть в курсе миссии и ценностей компании.

2. Определить цели

На этом этапе нужно понять, для чего создается корпкультура. Является ли целью сплотить коллектив или мотивировать сотрудников на достижение прибыли. 

3. Выделить ценности

У организации ценностей может быть несколько, нужно определить ключевые. Для этого желательно опросить коллектив, чтобы учесть мнение каждого.

Имеет смысл изучить отдельно мнения руководства и подчиненных. Так можно выявить разницу в позициях и сгладить углы. 

4. Разработать и зафиксировать нормы и стандарты 

Обычно правила деловых отношений закрепляют в инструкциях или кодексах. При этом неформальные элементы, такие как корпоративы и спортивные соревнования, также следует прописать.

5. Начать внедрение

Процесс внедрения корпоративной культуры займет не один месяц. В первую очередь новшество нужно донести до всех членов коллектива, используя все возможности – чаты, очные собрания, неформальное общение руководства с подчиненными. На первом этапе необходимо выяснить отношение членов команды к разработанной корпкультуре. Далее скорректировать, по необходимости, и внедрить ее в жизнь организации.

Корпоративная культура крупных компаний

Adobe

Adobe

Ценность организации – свобода творчества. Здесь нет соревнований и рейтингов. Каждый человек одинаково нужен компании. Работники непрерывно учатся и повышают квалификацию. Принято наставничество – более опытные берут шефство над новичками. Создать креативный продукт – вот цель компании.

Google

Google

Образец корпоративной культуры компании, который для многих является эталоном. Google до сих пор задает тон. Сотрудники получают финансовые бонусы и расширенный соцпакет. Здесь и тренажерный зал, и бесплатные обеды, и даже принцип dog-friendly в офисах.

Twitter

X Twitter

Кредо команды – дружелюбие и ориентированность на результат. В компании собраны высококвалифицированные специалисты, объединенные общей целью.

Распространенные ошибки и как их избежать

Что часто случается? Документы подписаны, до сотрудников донесены основы корпоративной культуры, а на деле нововведения не работают. Почему так случается? Рассмотрим основные причины.

Корпоративная культура остается в теории

Придуманы слоганы, дизайнеры разработали логотипы, модельеры сшили форму, начальник все подписал и перерезал ленточку. Коллектив похлопал в ладоши и благополучно через месяц все забыл…

Любой почин должен поддерживаться и подпитываться. Недостаточно арендовать спортивный зал, нужно мотивировать сотрудников заниматься спортом. Каждый должен чувствовать заботу и заинтересованность. 

Корпоративной культурой занимаются только на верхних уровнях

Формирование корпкультуры происходит среди целостного коллектива. Главные в этом процессе – люди. Если корпоративной культурой занимается только отдел управления персоналом или маркетинга, вероятнее всего, она не приживется. Привлекайте к процессу всех работников по каналам связи, мотивируйте персонал принять участие в разработке внутреннего кодекса. 

Правил придерживаются не все сотрудники

Часто бывает, что менеджеры, в отличие от рядовых сотрудников, игнорируют ими же разработанные правила. Это демотивирует персонал следовать корпоративной культуре. Простыми словами люди чувствуют себя обманутыми. Такое допускать нельзя.

Увольнение несогласных сотрудников

Если кто-либо из команды выглядит “белой вороной”, это мешает всему коллективу. Но прежде чем расстаться с таким сотрудником, надо поговорить с ним о причинах его поведения. Возможно, он действительно не разделяет убеждения и ценности компании, а может, ему нужно дать шанс. Если такие случаи не единичны, руководству стоит задуматься, правильно ли коллектив воспринимает корпоративную политику.

Коротко о главном

Корпоративная культура – термин, означающий совокупность правил поведения, внешнего вида, традиций, ценностей и миссии компании. Она может зарождаться стихийно или быть введена сверху. Это важный элемент бизнеса, который может дать мощный толчок к развитию. Люди и их заинтересованность в общем деле – главный залог успеха внедрения корпоративной культуры.

***

Если вы хотите разобраться в теме корпоративной культуры поподробнее, предлагаем почитать эти книги:

  • Татьяна Кожевникова «Корпоративная культура как она есть». Автор в легкой форме рассказывает о своем двадцатилетнем опыте работы в HR. 
  • Бен Хоровиц «Мы – то, что мы делаем. Как строить культуру в компании». Автор рассказывает об опыте лидеров современности и прошедших времен. В книге можно узнать, как сделать так, чтобы корпоративная культура компании сработала.
  • Дэниел Койл «Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций». Книга содержит много прикладных примеров, автор разбирает опыт крупных компаний и делится советами.
  • Ласло Бок «Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать именно в Google». Книга про знаменитую компанию, в которой многие мечтают работать.
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
Почему мы теряем мотивацию и как её вернутьПочему мы теряем мотивацию и как её вернуть

Дедлайн сдачи приближается, а проект простаивает из-за отсутствия мотивации. Это про вас? Даже занимаясь любимым делом, мы порой теряем стимул продолжать. А без мотивации продуктивность неизбежно снижается как в работе, так и в жизни.  О том, почему мы теряем мотивацию и как её поднять, расскажем сегодня в статье. А также дадим инструкцию, как внедрить советы… Читать далее Почему мы теряем мотивацию и как её вернуть

Как улучшить бюджетное планирование: инструменты и методыКак улучшить бюджетное планирование: инструменты и методы

Точное и эффективное бюджетное планирование — залог успешного бизнеса. Но как достичь этой цели в условиях постоянно меняющегося рынка? Традиционные методы уже не справляются с растущей сложностью задач. Современные организации нуждаются в гибких и интуитивно понятных инструментах, таких как ЛидерТаск, которые позволят оптимизировать процессы и повысить точность прогнозов. Сейчас мы расскажем о методах бюджетного планирования,… Читать далее Как улучшить бюджетное планирование: инструменты и методы

Попробовать бесплатно