Кросс-функциональная команда: что это и как ее собрать

Алёна Шашлова
date7 февр. 2025 г.
time 5 минут
views
Оценить

Для выполнения сложных задач и поиска нестандартных решений, нужно объединить опыт и навыки разных специалистов. Кросс-функциональная команда (КФК) — объединение профессионалов с разным опытом и умениями для работы над важными проектами или определенным продуктом.

ЛидерТаск — удобный таск-менеджер для командной работы
Управляйте кросс-функциональной командой в ЛидерТаске. Создайте канбан-доску, добавьте туда участников и отслеживайте прогресс по проекту. В ЛидерТаске сотрудники могут общаться в чате задачи, получать уведомления и напоминания. Попробуйте бесплатно!

Особенность кросс-функциональной команды в том, что она не ограничивается одним видом деятельности. Участники объединяются для решения комплексных задач, которые требуют разных умений. К примеру, разработка приложения может потребовать не только технической экспертизы, но и маркетинговых знаний, юридической базы, учета потребностей пользователей.

Такие команды могут быть временными (например, для ведения одного проекта) или постоянными, если необходимо постоянно решать задачи, требующие разных компетенций. Кросс-функциональность в командах стимулирует креативность в принятии решений, использование новых подходов и сотрудничество между экспертами. Все нужные знания и ресурсы собраны в одном коллективе.

Кросс-функциональная команда vs функциональная

Функциональная команда — это традиционный отдел в компании. Обычно в отделе есть иерархия подчиненности, от руководителя к рядовым сотрудникам. Задачи направляют от начальника к подчиненным по цепочки вниз.

В компании могут работать аналитики, разработчики, тестировщики, но все эти компетенции собраны по разным отделам. Например, отдел анализа, отдел тестирования, отдел разработки, отдел архитектуры. Разделение на отделы хорошо работает, если задачи простые, узкие — с ними справятся специалисты одного направления. Сложная задача, которая требует участия экспертов разных областей, при таком разбиении команд на типы, будет долго идти от отдела к отделу.

Например, проект — встроить обратную связь на сайт. Сначала задачу отдают отделу анализа: они проанализировали, составили требования, документацию и передали в разработку. Отдел разработки разработал код, общаясь друг с другом внутри отдела.

После разработчики передают задачу в отдел тестирования. Они тестируют, если баги обнаружены, то отдают задачу в отдел разработки. Разработчики говорят, что проблемы на уровне документации. И так, пока не внедрят обратную связь.

Кросс-функциональная команда — это группа специалистов разного профиля, которых собрали в одну команду. Сотрудники равны между собой, а для распределения заданий и отслеживания прогресса назначают ответственного. Кросс-команды собирают, чтобы разрабатывать проекты и оптимизировать бизнес-процессы.

Такой коллектив имеет все необходимые умения для выполнения предстоящих задач. Данный тип команды гибкий, потому что разным экспертам не надо искать друг друга. Они собраны вместе и могут общаться между собой напрямую. Поступившие задачи оперативно оценивают и быстрее разрабатывают.

Например, аналитик пришел к разработчику и спросил: «Я хочу, чтобы на сайте был VR, это возможно?». Разработчик говорит да либо нет и объясняет, почему.

Преимущества формирования кросс-функциональных команд

Кросс-команды собирают для сложных, инновационных проектов, проектов со сжатыми сроками, стартапов и IT-проектов и для быстрого реагирования на кризисные ситуации. Ключевые преимущества кросс-функциональных команд над функциональными:

Креативность и нестандартные решения

Когда в команде собраны профессионалы из разных областей, у них возникают новые нестандартные идеи. Люди обмениваются знаниями и опытом, вместе строят новые гипотезы на основе полученной информации. Так зарождаются инновации, которые приносят организациям рост доходов и узнаваемость.

Пример: компания создает отдельную команду для разработки нового IT-продукта. В ней собирают инженеров разных областей, программистов, специалистов по кибер-безопасности, маркетологов. Каждый участник команды может доработать идею другого и внести что-то новое. В обычной команде это невозможно из-за узкого взгляда на решение проблем.

Фокус на конечный результат

Кросс-функциональные группы зачастую ориентированы на достижение конкретной цели или результата, что повышает вовлеченность каждого в коллективе. Сотрудники видят свой вклад в работу и это повышает их мотивацию. В традиционном коллективе фокус может быть слишком раздроблен на задачи отделов: каждый будет видеть только свою небольшую задачу.

Пример: в проекте по созданию софта, команда будет работать совместно над разработкой, тестированием, маркетингом и обслуживанием. Перед всеми участниками команды стоит одна цель — успешный запуск. В то время как в функциональной структуре, каждый отдел будет работать только над своей частью.

Гибкость и мультизадачность

В кросс командах коллеги могут выполнять несколько ролей одновременно, что важно в условиях дефицита ресурсов. Все могут помогать друг другу с задачами, что повышает гибкость и позволяет справляться с нештатными ситуациями.

Пример: в стартапах, где нет ресурсов для полноценных отделов, такие группы позволяют одновременно разрабатывать продукт и проводить маркетинговые исследования.

Улучшение внутренней коммуникации

Когда все члены команды находятся в одной группе и работают над общей целью, коммуникация между ними становится более прозрачной и открытой. Это способствует быстрому обмену информацией и получению новых знаний: например, маркетологи будут узнавать новое от дизайнеров, а дизайнеры от маркетологов. Открытое общение предотвращает конфликты, которые возникают, когда каждый отдел работает изолированно.

Пример: при внедрении нового продукта команда должна регулярно обсуждать статус проекта и устранять проблемы до того, как они перерастут в крупные.

Как создать кросс-функциональную команду

Создание успешной команды требует четкой организации. Разберем шаги, которые помогут организовать эффективную команду на канбан-доске в ЛидерТаске:

Определить состав команды

Важно собрать команду, которая включает все необходимые для проекта компетенции. Каждый член команды должен иметь четкую роль, например, иллюстратор, программист, маркетолог, аналитик и т.д. В ЛидерТаске можно добавить участников и раздать им роли: указать, кто за что отвечает.

Поставить цели

Каждый проект или задача должны иметь ясные, измеримые цели. На канбан-доске можно создать столбец с целями проекта, что позволит отслеживать прогресс и своевременно вносить коррективы. Лучше всего прописать цель по методу SMART, который предлагает формулировать цели по 5 критериям: 

  • Конкретность — цель должна быть четкой и ясной. 
  • Измеримость — прогресс должен быть измерим. 
  • Достижимость — реалистичность цели.
  • Релевантность — цель должна быть важной и связанной с основными задачами проекта.
  • Ограничение по времени — у каждой цели должен быть крайний срок исполнения. 

Пример цели по методу SMART: «Увеличить число подписчиков на сайте на 20% за 6 месяцев с помощью контент-маркетинга». Это цель, которая и конкретна, и измерима, и достижима, и ограничена во времени.

Закрепить обязанности

Всем в коллективе следует назначить четкие обязанности. Это можно сделать с помощью карточек на канбан-доске. В ЛидерТаске к задаче можно прикрепить исполнителя, которому сразу придет уведомление о порученной задаче. На доске коллеги видят, кто за что отвечает, и могут обратиться к ответственному сотруднику. 

Наладить коммуникацию

Для кросс-функциональной команды критически важно поддерживать постоянную коммуникацию: созвоны или планерки в рабочее время. А обновления на доске помогут всем участникам быть в курсе ситуации и обмениваться необходимыми данными. В таск-менеджере можно общаться прямо в задаче. Так не нужно переходить на сторонние мессенджеры и смешивать рабочие диалоги с личными.

Назначить ответственного

Команде нужен лидер — ответственный, который будет координировать работу команды и общаться с руководством и заказчиками. Так в настройках канбан-доски назначают администратора. Администратор может изменять название, редактировать содержание, приглашать пользователей и выдавать права доступа. Администратор не может только удалить доску.

Проанализировать результаты

После завершения проекта важно провести анализ: что получилось, а что можно улучшить. На канбан-доске можно добавить столбец с результатами и выводами для команды, чтобы учесть уроки для будущих проектов. Или ту же информацию можно добавить в комментарий к доске. В статистике доски вы найдете информацию по каждому сотруднику по месяцам: карточки в работе, в успехе, в отказе.

Почему кросс-функциональная команда может потерпеть неудачу

Несмотря на все плюсы, команда может столкнуться с рядом проблем, которые приведут к неудаче:

Неправильный выбор сотрудников

Если основывать выбор сотрудников только на их умениях и проигнорировать личностные качества, это приведет к конфликтам в команде. А из-за конфликтов замедлится выполнение работы.

Некоторые члены команды могут быть преданы старым методам работы и не готовы адаптироваться к новым. Это также может замедлить прогресс. Например, долгое привыкание к корпоративным таск-менеджерам или использование в прошлых проектах определенной методологии.

Решение: протестируйте soft skills экспертов, их готовность к непредвиденным ситуациям и совместной работе.

Плохая коммуникация

Особенность кросс команд — сотрудники с разным опытом и специализацией, а вследствие и с разным видением, стилем работы, профессиональным жаргоном. Когда между участниками не налажено общение, то задания приходится постоянно переделывать или до их выполнения даже не доходит. Сложности в общении между членами команды могут замедлить процесс. Важно наладить регулярное общение, чтобы избежать недопониманий.

Решение: наладьте прозрачное общение в коллективе: стоит выделить время для знакомства сотрудников. Устраивайте планерки, подберите корпоративный мессенджер. 

Неподходящая методология

КФК можно организовать по гибким методологиям Scrum, Kanban, P3.express. У каждой из них есть свои преимущества, но нужно ориентироваться на потребности команды. Если выбрать неподходящую методологию, сотрудники будут недовольны, а дедлайны будут постоянно переноситься. Если внутри команды все привыкли к Kanban, то вряд ли они смогут быстро адаптироваться к Scrum.

Решение: тщательно подбирайте методологию для управления кросс-функциональной командой. 

Цель плохо сформулирована

Если команда не знает, к какой цели двигаться, то теряет эффективность: сотрудники занимаются бесполезными делами. В обычной команде нормально, что сотрудники занимаются только своими задачами и не вникают в главную цель: для этого есть руководители отделов. Но кросс команда без четкого понимания целей и задач может легко потеряться. Недостаток ясности ведет к путанице и неэффективному использованию ресурсов (денег, часов работы).

Решение: поставьте четкую цель с ключевыми показателями до старта проекта и проследите, чтобы все в коллективе понимали к чему идет команда.

Главное

  • В кросс-функциональной команде собирают сотрудников разных компетенций. Они выполняют разные задачи, но работают вместе над достижением цели. 
  • Функциональная команда ограничена одним направлением работы, а кросс-функциональная — позволяет охватить все аспекты проекта. 
  • Кросс-функциональность не всегда эффективнее обычного разделения на отделы, но в ряде случаев она оправдана. Такие коллективы подходят для IT-компаний, digital-агентств, стартапов и других компаний, где важна быстрая адаптация к изменениям. 
  • Для успешного создания команды важно правильно выбрать участников, поставить цели, наладить коммуникацию и назначить ответственных. 
  • Наиболее частые ошибки — это неясные цели, проблемы в коммуникации и неправильный выбор сотрудников.
Оценить

Планируйте легко с ЛидерТаск на любом устройстве

Бесплатный российский планировщик для работы и жизни

free