За успехом каждой деловой группы и команды стоит её лидер. Он основывает, направляет, координирует, воодушевляет коллектив. Является личным примером, авторитетом для других, объединяет других людей для достижения поставленных целей. У каждого лидера есть харизма, индивидуальность, выделяющая его среди остальных. За такими людьми следуют из-за доверия и уважения, а не из-за полномочий или формальной власти. Хотя эти вещи не являются взаимоисключающими, так как многие руководители, менеджеры, управленцы – признанные авторитеты в своих командах.
Исходя из личного опыта, характера, лидерских качеств, индивидуальных особенностей личности, у каждого лидера формируется собственный оптимальный стиль управления, оказывающий определённое влияние на людей и бизнес. Попробуем разобраться, какие существуют стили лидерства. Как их использовать для наиболее эффективного управления персоналом.
В истории общества существует немало примеров лидерства, подталкивающего людей на совершение серьёзных поступков, великих подвигов. Типичные примеры, основатель протестантизма Мартин Лютер, чьим именем было названо одно из крупнейших направлений – лютеранство, Орлеанская дева Жанна д’Арк, командовавшая французскими войсками в Столетней войне, многие другие личности, изменившие ход истории. В современном бизнесе выдающихся конкретных результатов достигли неординарные, харизматичные визионеры вроде Илона Маска или ведомый Стив Джобс. Несмотря на разные периоды жизни, непохожие роды деятельности, их объединяют общие черты: они способны распространить свои идеи, воздействовать на мышление и взгляды других людей.
Каждому лидеру присуща индивидуальная манера поведения или стиль лидерства – совокупность средств, методов, приемов, инструментов, использующихся для психологического и морального воздействия на окружающих. Одни стили больше подходят, чтобы подчинить работников, для контроля, поддержания дисциплины сотрудников. Другие положительно действуют на мотивацию. В различных условиях стили эффективно менять, выстраивая модель общения с подчинёнными в зависимости от возникших обстоятельств.
В компаниях роли лидера обычно выполняют её управленцы, ответственные менеджеры, руководители проектов. При этом определения «лидер» и «руководитель» – это не синонимы и не взаимозаменяемые понятия. Наличие высокой должности, статуса не гарантирует, что руководитель является примером для своих подчинённых, вдохновляющим их идти за собой. Основные отличия менеджера от лидера:
Менеджер | Лидер |
Всегда назначается официально. | Его выбирают другие люди. |
Требует своевременного выполнения работы от подчинённых. | Источник вдохновения для последователей. |
Руководствуется принципами рациональности и способами контроля. | Готов идти на риск и принимать непопулярные решения для внедрения инноваций. |
Работает в рамках корпоративной структуры, не нарушая её рамки. | Не беспокоится о сохранении корпоративных структур. |
Является одним из звеньев социальной иерархической структуры компании. | Проявляет независимость в решениях и поступках. |
Заботится о благополучии сотрудников. | Ценит результат выше собственных и чужих потребностей. |
При неправильном выборе стиля управления отношения проявляются так, что подчинённые воспринимают руководителя исключительно как формального начальника, подписывающего важные документы в компании. Они вынуждены ему подчиняться, как это диктует устав, но испытывают дискомфорт при работе с таким управленцем, делают свою работу «из-под палки», «чтобы отвязаться». В таких условиях сложно добиться эффективности и повышения прибыльности компании.
Лидер должен обладать определённым набором характеристик и качеств:
На основе перечисленных категорий и качеств формируются индивидуальные стили лидерства, которые могут изменяться с течением времени под воздействием различных внешних и внутренних факторов.
Тема теории лидерства интересовала обществоведение, психологов и экономистов на протяжении многих десятилетий и веков. Данный феномен волновал людей ещё со времён Античности. Наибольшее же количество исследований в области лидерства пришлось на XIX век. Стили лидерства в психологии рассматривались с различных аспектов. С появлением новых научных исследований определились четыре кратких подхода к описанию и пониманию лидерства:
Согласно личностному подходу лидером может считаться человек, обладающий определённым набором качеств. Это: харизма, выдающийся интеллект, активная позиция, уверенность в себе, а также другие характеристики, о которых мы упоминали ранее. Но, исследования показали, что данные качества сильно различались у руководителей-лидеров, они по-разному проявляли их в зависимости от ситуации.
Приверженцы поведенческого подхода обнаружили, что эффективность управления напрямую относится к выбранному стилю руководства. Самая известная классификация стилей лидерства в менеджменте была предложена в 1930-х годах прошлого века психологами Куртом Левином и Дугласом МакГрегором. В данной теории рассматриваются и выделяются три основных стиля лидерства:
Концепция ситуационного лидерства была разработана Полом Перси и Кеннетом Блашаром. Они пришли к выводу, что идеальных стилей лидерства не существует. Их можно изменять, корректировать с учётом уровня развития, мотивации сотрудников. Учёные предложили собственную классификацию, включающую следующие типологии лидерства:
Указывающее руководство | Руководитель самостоятельно принимает решения, не советуясь с командой. |
Наставничество | Лидер даёт поручения исполнителям, но воздействует на них убеждением, выполняя функцию «наставника» для подчинённых. |
Поддерживающий стиль | Лидер участвует в рабочих процессах на равных условиях с другими участниками команды. |
Делегирующее руководство | Руководитель действует как стратег, формирующий будущую цель, предоставляя команде выбрать путь движения к ней самостоятельно. |
В концепции эмоционального лидерства, разработанной Дэниелом Гоулманом, Ричардом Бояцисом и Энни Макки, выделены шесть стилей лидерства:
Лучший эффект в управлении даёт сочетание нескольких стилей. Талантливые руководители быстро переключаются между ними, используя более подходящий ситуации вариант. Проблемы в освоении данных моделей лидерства относят к отсутствию нужных навыков у управленца (например, коучинга или искусства ведения дискуссий). Также трудности могут возникнуть из-за личных ограничений в представлении о лидерстве.
Одной из главных задач каждого управленца, лидера компании является грамотная работа с её персоналом. В данную сферу входит формирование кадровой политики, карьерное планирование, приём на работу, обучение, повышение квалификации сотрудников, их адаптация на новых местах. При этих многочисленных обязанностях руководителю приходится контролировать работу других сотрудников.
Все управленческие процессы целесообразно автоматизировать. В этом поможет современное электронное приложение ЛидерТаск. С помощью сервиса можно легко контролировать все задачи штата и получать уведомления об их исполнении. Программа будет держать вас в курсе всех событий, происходящих в компании. Продемонстрирует, чем занимаются ваши сотрудники, покажет их эффективность на наглядном графике. Предупредит об изменении статуса задач.
В приложении можно создавать задачи, делегировать их сотрудникам, делиться проектами. Представить задачи в виде списка или канбан. Предоставлять или ограничивать доступы к заданиям определённым исполнителям. Использовать Канбан-доску для отслеживания задач или популярные методики тайм-менеджмента для рационального распределения рабочего времени. Программа совместима с любыми цифровыми устройствами и платформами. Работает без подключения к интернету, в режиме оффлайн.
Термин лидерство – искусство влияния на людей для достижения определённых целей. Каждому лидеру присущ собственный «набор» средств, методик и инструментов, формирующих индивидуальный стиль взаимодействия с окружающими. Мы рассмотрели, чем отличаются стили лидерства. Каких результатов можно достичь при их применении на практике. Не забывайте о том, что в «чистом виде» они не дадут нужных результатов. Поэтому в процессе управления модели руководства нужно комбинировать, изменять с учётом особенностей коллектива и внешних обстоятельств.
Стиль лидерства должен подходить персоналу компании. Известны случаи, когда после снятия управленца с должности, производительность и продуктивность работников значительно увеличивалась. Изменение стиля управления может стать новым толчком для развития и повышения прибыльности бизнеса. Если вы претендуете на роль не формального, а авторитетного лидера, будьте готовы постоянно учиться и быть открытыми к любым изменениям, так как лидерство воспитывается личным опытом и настойчивостью в достижении целей.
Скука – состояние, которое знакомо каждому. Когда привычные занятия перестают радовать, а время тянется медленно, важно найти что-то новое и увлекательное. В этой статье мы собрали 100 идей и советов, чем можно заняться, чтобы разнообразить досуг, если стало скучно, идеи по развитию навыков и проведению времени с пользой. Развлечения и хобби Творчество Социальная активность Спорт… Читать далее Что делать если скучно: 100 идей для интересного времяпрепровождения
Управление проектами стало настоящим вызовом для многих команд. Сложные методологии, например, PMBOK и Scrum, требуют значительных усилий для изучения и внедрения. В этом контексте P3.express — простое и эффективное решение, которое позволяет структурировать работу и улучшить продуктивность. Этот фреймворк минималистичен и гибок — идеален для внедрения с помощью органайзера ЛидерТаск. Узнайте, как P3.express помогает оптимизировать… Читать далее Управление проектами с P3.express: пошаговое руководство
KPI (Key Performance Indicators) или ключевые показатели эффективности – это метрики, которые помогают оценить результативность работы сотрудника, отдела или компании в целом. Правильно подобранные KPI позволяют: Основные принципы разработки KPI SMART-критерии для постановки целей Чтобы KPI действительно работали, они должны соответствовать SMART-критериям: Выбор релевантных показателей Для каждого отдела и должности необходимо выбрать свои KPI. Например:… Читать далее Расчет KPI: пошаговое руководство для руководителей