Цикл Деминга(PDCA): суть подхода

Кирилл Попов
25 сент. 2023 г.
3 минуты
Оценить

Цикл Деминга, или PDCA, – известный метод проектирования и управления, который используется в бизнесе для постоянного совершенствования процессов и продуктов. Его применяют компании с мировым именем, среди них – Nike, Toyota. Вместе с тем он подходит для решения не только рабочих, но и личных задач. Цикл Шухарта-Деминга состоит из следующих этапов: P (планируй), D (делай), C (изучай) и A (действуй). Пройдя все ступени, круг повторяют заново.

Краткий экскурс в историю

История PDCA

Основа метода PDCA обнаруживается в XVII веке. Конкретнее – в идеях английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона. Его научный метод кратко описывается формулой «гипотеза-эксперимент-оценка», если перефразировать, получится «планируй-действуй-проверяй». Воззрения Бэкона в XX столетии вдохновили американского ученого и консультанта по теории управления качеством Уолтера Эндрю Шухарта. Фактически он придумал цикл, впоследствии названный в честь Деминга.

Тогда причем здесь Деминг? Уильям Эдвардс Деминг – соотечественник Шухарта, а еще ученый, статистик, консультант по менеджменту, он писал книги и статьи, выступал с лекциями, участвовал в переписях населения. После Второй мировой войны Деминг работал в Японии, и настолько сильно впечатлил местных жителей, что в 1951 году его именем назвали награду, которая вручается компаниям и отдельным личностям за достижения в вопросе улучшения качества. Деминг так рьяно пропагандировал наработки Шухарта, что общественность приписала ему авторство PDCA. В действительности метод правильнее называть циклом Деминга-Шухарта.

***

Суть цикла Деминга

Суть метода PDCA

PDCA – аббревиатура английских слов plan, do, check и act. За ними скрывается простая последовательность действий:

  1. Plan (планируй). Разработайте четкий план. Задачу удобно разбить на несколько пунктов. Сперва диагностируйте проблему. Затем изучите то, как решение может повлиять на достижение ваших целей. Далее проанализируйте ее. После определите шаги для реализации плана. Важно ставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, ограниченные по времени цели, как учит метод Smart.
  2. Do (делай). Действуйте по намеченному плану. Рекомендуется начать с небольшого тестового проекта для минимизации рисков. Другая задача второго этапа – сбор информации.
  3. Check (проверяй). Проверьте собранную информацию, сравните полученный результат с запланированным. Иногда третий этап меняют на study (изучай), переименовывается и сам метод – PDSA. Второй вариант предпочитал Деминг. В данном случае нужно не просто проверить информацию, а внимательно ее проанализировать.
  4. Act (действуй). Извлеките уроки из пройденного пути. Если удалось достичь запланированных результатов, то проект можно масштабировать. Если что-то не получилось, колесо запускается заново. Но есть важный момент. В идеале цикл должен быть непрерывным вне зависимости от того, чем завершился четвертый этап, потому что велика вероятность, что благодаря ему появятся новые возможности для совершенствования, требующие изучения

PDCA и личная эффективность

Цикл Деминга – в большей степени история про бизнес, но пригодится для личных задач, с работой никак не связанных. Если вы решили попробовать метод PDCA, чтобы повысить собственную эффективность, попробуйте использовать его так. На этапе P осознайте, что вас сдерживает, в какую сторону вы хотите развиваться. На ступени D тестируйте различные способы достижения желаемого результата. На третьем шаге – C – проверьте, если ли прогресс. В финальной стадии – A – внедрите в повседневную жизнь то, что сработало. Если какие-то вещи не получились с первого раза, продолжайте совершенствовать их, повторяя цикл.

***

Цикл Деминга для бизнеса

Разберем на примере, как работает цикл Деминга в бизнесе. Представим предприятие, выпускающее мебель. Дела шли хорошо, но однажды продажи упали. Проблема определена. Нужно понять, откуда она взялась. Вызвано ли это общим падением спроса на рынке, поведением конкурентов или что-то случилось внутри компании. На этапе планирования полезно провести коллективный мозговой штурм с участием представителей разных отделов.

На второй ступени делаются шаги для достижения поставленных целей. Если проблема нашлась внутри компании, попробуйте обучение персонала или внедрение нового оборудования. Изначально важно убедиться, что все задействованные сотрудники четко понимают свои роли, а также определить, как будут документироваться действия и те результаты, к которым они привели.

Далее проверяем, что получилось. Например, вы опробовали новую для себя маркетинговую стратегию. Посмотрите, помогла ли она привлечь клиентов или увеличить средний чек. Важно анализировать как успехи, так и неудачи, чтобы не повторять одинаковые ошибки.

В завершении проделанной работы вы можете окончательно скорректировать процессы, происходящие в компании, ввести новые стандарты работы. Последняя фаза динамична. Здесь важно проявить умение адаптироваться, быть мудрым и одновременно гибким. Допустим, вы представили очередную модель кровати, но покупатели ее не оценили. Подумайте, что изменить: материалы, рекламу, стоимость, дизайн, чтобы удовлетворить запросы потребителей.

***

Цикл Деминга и «ЛидерТаск»

ЛидерТаск

Сервис для управления делами и поручениями LeaderTask поможет вашей команде работать по методу PDCA, придерживаясь идеального порядка. Он позволяет разбить план действий по задачам и назначить их исполнителей. Для задач есть широкий спектр настроек: пользователи могут присваивать им статус, добавлять подробные описания, прикреплять файлы, устанавливать дедлайны, объединять в проекты. Для наглядной демонстрации объема работы существуют Kanban-доски. Чтобы руководитель тратил меньше времени на рутинные действия, LeaderTask сделал бота, раздающего поручения, задающего уточняющие вопросы, напоминающего о сроках и контролирующего своевременность решения задач.

«ЛидерТаск» пригодится на этапе сбора информации. Здесь в игру вступает инструмент для отображения статистики. Вы видите шкалу продуктивности плюс график выполнения задач, за счет чего получаете возможность оценить то, как работает отдельно взятый сотрудник. Для эффективного управления персоналом полезно назначить всем роли в рабочем процессе.

***

Заключение

Метод PDCA, символизирующий принцип повторения при решении проблемы, часто используется в рамках реализации концепции бережливого производства, призванной рационализировать бизнес-процессы. Из минусов – быстрого результата ждать не стоит, для горящих задач цикл Деминга не подходит. Что касается плюсов. Среди них – более продуктивная работа сотрудников, ведь она находится под постоянным контролем; нет риска провалиться по-крупному, так как тесты начинаются с небольших проектов; проще обнаружить слабые места и избавиться от них. За долгие годы существования PDCA успел стать классическим методом, не раз доказавшим высокую эффективность.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
12 игр для нетворкинга, которые сделают мероприятие лучше12 игр для нетворкинга, которые сделают мероприятие лучше

Устроить интересное и полезное мероприятие не так уж и просто

Как выйти из дня сурка и вернуть радость жизниКак выйти из дня сурка и вернуть радость жизни

Порой рутина захватывает нас, и мы чувствуем, что живем на автопилоте, повторяя одни и те же действия снова и снова. Это однообразие делает нашу жизнь скучной и лишает нас энергии. Причины могут быть разными: монотонная работа, бытовые обязанности или просто отсутствие новых впечатлений. Такое однообразие влияет на наше эмоциональное состояние и может привести к потере… Читать далее Как выйти из дня сурка и вернуть радость жизни

Попробовать бесплатно