Любой бизнес связан с поиском решений. Как выделиться на фоне конкурентов? Какую рекламную стратегию выбрать для раскрутки нового продукта? Когда самостоятельно ответить на такие вопросы не получается, нужно обратиться за помощью к другим — не зря же говорят, что две головы лучше, чем одна. И как раз для этого в 40-х годах двадцатого века рекламщик Алекс Осборн придумал мозговой штурм.
В статье мы расскажем, как провести мозговой штурм, рассмотрим сильные и слабые стороны, а также разберем типичные ошибки, влияющие на эффективность методики.
Метод мозгового штурма или брейншторм (от англ. brainstorm) – техника коллективного обсуждения, заключающаяся в генерировании множества вариантов решения проблемы, среди которых выбирается оптимальный. Ее целью является получение максимального количества нестандартных идей и решений за короткий срок.
После того как все участники мероприятия озвучивают свои предложения, среди них выбираются самые жизнеспособные идеи, которые можно реализовать на практике. Чем больше разнообразных вариантов удастся сгенерировать участникам обсуждения, тем проще найти лучшее решение для конкретной ситуации. Данный метод эффективен для творческих задач. Также метод подходит для ситуаций, требующих оперативных действий. Кроме того, им можно воспользоваться в случаях, когда классические стратегии не дают нужного результата.
В состав брейншторм группы включаются люди примерно одинакового статуса, но с разным опытом и знаниями. Оптимальный ее размер, по мнению Осборна, составляет до 12 человек. В ней должен присутствовать лидер, помощник, пять постоянных участников, столько же приглашенных. За несколько дней до встречи, участников предупреждают о мероприятии, озвучивают его тему.
Для эффективного проведения мозгового штурма важно правильно выбрать время и место, подготовить реквизит, а также необходимые материалы, которые пригодятся для стимулирования творческой активности. Далее можно переходить непосредственно к обсуждению. Любой мозговой штурм проводится в несколько этапов.
Предварительная стадия мозгового штурма, на которой озвучивается четкая формулировка проблемы, производится отбор участников обсуждения с распределением их по ролям. При этом учитывается специфика проблемы, формат мероприятия.
Это самая важная часть брэйншторма, от которой зависит успех мероприятия. Модератор управляет ходом дискуссии, следит за тем, чтобы участники не критиковали друг друга, соблюдали тайминг. В обязательном порядке назначается секретарь, записывающий все высказывания в любом удобном формате: на доске, бумаге или в электронном формате. Если обсуждение заходит в тупик, модератор задает наводящие вопросы или предлагает новые темы.
Все идеи записываются, анализируются и оцениваются участниками или приглашенными экспертами. Среди них выбираются наиболее реалистичные варианты. Их распределяют по категориям. Например, принимая решение о дизайне сайта, можно все идеи сгруппировать по стилям. Потом среди них выбрать лучшие версии, которые впоследствии отправятся на доработку и реализацию.
Чтобы мозговой штурм принес реальную пользу команде, при его проведении важно соблюдать несколько правил:
Как правило, на начальной стадии обсуждение проходит сдержанно из-за скованности участников. Однако минут через 15 люди включаются в игру, начинают мыслить нестандартно, предлагать творческие, странные, а иногда фантастические идеи.
На основе классической brainstorm технологии, предложенной Алексом Осборном, разработано множество подходов к поиску решений для различных задач. Мы рассмотрим самые известные и популярные из них.
Участникам озвучивается какая-то конкретная проблема. Выделяется определенное время, за которое они должны придумать разные варианты ее решения. Все идеи внимательно выслушиваются, фиксируются, но не критикуются. Цель метода: найти как можно больше решений для задачи за ограниченное время.
В обсуждении участвует группа из шести человек. Каждому участнику выдается карточка, на которой он за пять минут должен записать три варианта решения обсуждаемой проблемы. Далее карточки передаются соседям по команде, чтобы те дополнили, развили данные идеи. Процесс продолжается до тех пор, пока карточки не вернутся к «хозяину».
С помощью данного метода можно за полчаса сгенерировать не менее 18 реалистичных, отлично проработанных идей. Далее команда выбирает из них лучший по ее мнению вариант путем коллективного обсуждения каждого из предложенных решений.
Строится на поиске идей, противоречащих достижению нужного результата. К примеру, группе ставится задача найти решение для увеличения объема продаж товара. В данном случае участники будут предлагать идеи, как уменьшить его продажи. В ходе такого обсуждения можно найти неочевидные варианты решения многих проблем. Также данный метод помогает оперативно устранить недостатки товара или услуги при выводе на рынок.
Метод основан на формулировании максимального количества вопросов, касающихся поставленной проблемы. Почему она возникла? Что мешает ее решить? Таким образом, ее можно досконально изучить со всех сторон, найти на них правильные ответы.
Эта техника подойдет для сессии с участием опытных экспертов. После озвучивания проблемы все участники удаляются из помещения, где проводится брэйнсторминг. В ней остается два человека, которым дается задание: за несколько минут сгенерировать 2-3 варианта решения задачи. Далее к ним присоединяется еще один участник. Он выслушивает идеи коллег, предлагает свои идеи. Так продолжается, пока вся команда не соберется вместе. Последним к ней присоединяется эксперт или руководитель.
Эта оригинальная методика помогает взглянуть на ситуацию под разными углами. В обсуждении принимает участие 6 человек, каждому из которых присуждается определенная роль, соответствующая цвету «шляпы»:
Также возможен формат, когда все участники «меняются шляпами» по очереди.
Для проведения этого варианта мозгового штурма требуется доска, ватман, маркеры или стикеры. Участники обсуждения записывают, из каких этапов, по их мнению, складывается процесс решения озвученной проблемы. Затем модератор наклеивает стикеры на доску для обсуждения рисков, определения последовательности действий, выбора оптимальных решений с назначением ответственных лиц.
Методика направлена на выявление возможных рисков и препятствий для решения проблемы. В обсуждении принимают участие две команды: группа провала и группа успеха. Каждая из них рассуждает: по каким причинам может быть выполнена или успешно завершена задача. На основании этих рассуждений определяются три главных риска и три основных плюса.
Эффективный и результативный способ мозгового штурма, учитывающий мнения всех участников, основанный на последовательном объединении предложений и выводов. Его главная особенность: привлечение большого количества людей и анонимность их участия. Их делят на две группы:
Чаще всего мозговые штурмы проводятся очно, однако собрать всех в одном месте может быть затруднительно. В таком случае встречу можно организовать онлайн. В этом могут помочь различные сервисы — приложения для онлайн-конференций, мессенджеры, планировщики задач.
Программа для онлайн-конференций, которая поможет проводить удаленные совещания с сотрудниками с возможностью записи видео созвонов.
Популярное приложение для работы в команде, объединяющее функции планера, таск-менеджера и электронного ежедневника. Для мозгового штурма можно создать отдельный проект или канбан-доску, чтобы зафиксировать все идеи в одном месте. По итогам встречи прямо здесь же можно составить список задач, установить дедлайны и поручить задачи исполнителям.
Корпоративный мессенджер от Сбера, для связи с коллегами во время мозговых штурмов и записи идей. Поможет автоматизировать рутинные задачи.
Эффективность мозгового штурма может снижаться из-за следующих ошибок:
Техника мозгового штурма подходит для любой деятельности, где необходим творческий, нестандартный подход к решению проблем. Ее основные плюсы:
Минусы методики:
Мозговой штурм – эффективный метод решения проблем, который подходит как для бизнеса, так и для обычной жизни. Его используют в ситуациях, когда требуется решить задачу нетривиальным, нестандартным способом. Результативность брэйнсторминга зависит от качества организации мероприятия, состава группы, навыков и способностей ее модератора. Чтобы обсуждение принесло конкретные плоды, важно подобрать правильную технику. Экспериментируйте — среди множества вариантов обязательно найдется формат, оптимально подходящий вашей компании.
Управление проектами стало настоящим вызовом для многих команд. Сложные методологии, например, PMBOK и Scrum, требуют значительных усилий для изучения и внедрения. В этом контексте P3.express — простое и эффективное решение, которое позволяет структурировать работу и улучшить продуктивность. Этот фреймворк минималистичен и гибок — идеален для внедрения с помощью органайзера ЛидерТаск. Узнайте, как P3.express помогает оптимизировать… Читать далее Управление проектами с P3.express: пошаговое руководство
Вертикальные планеры Вертикальный шаблон на Июль 2024 с полями для записей. Планер на Июль с календариком на следующий месяц и полем Bullet Journal. Горизонтальные планеры Для составления планов на месяц попробуйте бесплатное приложение планировщик ЛидерТаск. Составляйте списки дел, прикрепляйте файлы, отслеживайте привычки, разделяйте дела по проектам, делитесь задачами с другими. Приложение можно использовать как на… Читать далее Планер на Июль 2024