логотип лидертаскСкачать ЛидерТаск
Подарок от ЛидерТаск

Попробуй бесплатный умный таск-менеджер.
50+ возможностей в одном приложении.

Узнать подробнее

Как принимать взвешенные управленческие решения с помощью метода Дельфи

Мария Тихомирова
10 сент. 2024 г.
5 минут
Оценить

После 2020 года стало понятно, что просчитать все риски невозможно, но как принимать важные стратегические решения в условиях неопределенности?

Один из эффективных способов — это метод Дельфи. В статье расскажем, в чём его суть, плюсы и минусы. А также дадим рекомендации, как внедрить метод в работу с помощью сервиса ЛидерТаск. 

Достигайте своих целей в 3 раза быстрее c помощью бесплатного умного планировщика (50+ возможностей)
Планируйте задачи, работу и личную жизнь в одном месте и повышайте свою продуктивность

В чём суть метода Дельфи

Метод Дельфи — это способ принятия решений и получения наиболее точного прогноза, основанный на сборе мнений независимых экспертов. На основе ответов экспертов формируется усреднённая коллективная точка зрения, которая считается наиболее точной, и, отталкиваясь от неё, принимают нужное решение. 

Эта техника была разработана в 1950-60-е годы в США некоммерческой исследовательской организацией RAND, чтобы прогнозировать влияние научных открытий и новых технологий на методы ведения военных действий. А название получил от дельфийского оракула, к которому древние греки приходили за предсказаниями и который считался символом Аполлоновской мудрости. 

Метод Дельфи базируется на нескольких ключевых принципах:

Метод Дельфи базируется на нескольких ключевых принципах:

  1. Анонимность. Чтобы эксперты сформировали независимое мнение, они не должны испытывать влияние коллег и давление авторитетов. Поэтому специалисты не контактируют друг с другом напрямую во время проведения исследования.
  2. Поэтапность. Опрос проводится в несколько этапов. Вопросы для каждого следующего раунда формируются с учётом предыдущих.
  3. Заочность. Исследование проводится удалённо, благодаря чему в нём могут участвовать эксперты из разных регионов и даже стран.

Когда применять метод Дельфи

Обычно дельфийский метод используется для принятия важных стратегических решений и прогнозирования в разных областях:

  • В бизнесе и управлении: для поиска стратегии развития, оценки рыночных трендов и распределения ресурсов компании. Например, с его помощью можно решить, какой бюджет на год заложить, в какую сторону развивать бизнес и т. д.
  • В образовании: для разработки образовательных программ. 
  • В науке: для поиска перспективных областей для исследования и анализа экспертных мнений по малоизученным вопросам.

Это основные сферы, где применяют метод Дельфи. Однако в целом он универсален. Например, в этом исследовании группа врачей использовала эту технику для совершенствования отчётности о переливании крови. 

Этапы метода Дельфи

Стандартно метод реализуют за 3 этапа.

Подготовительный этап

На этом этапе формируют две группы:

  • Экспертную. В неё входят специалисты, которые будут отвечать на вопросы по теме. Частично это могут быть сотрудники компании, частично — приглашённые эксперты. Для упрощения обработки результатов и проведения опроса желательно, чтобы количество экспертов не превышало 20 человек.
  • Аналитическую. Это группа организаторов, которые формулируют проблему, подготавливают опросник, опрашивают экспертов, собирают и анализируют результаты.

Основной этап

На основном этапе аналитики в несколько раундов опрашивают экспертов. 

Сначала организаторы составляют общие вопросы и просят специалистов разбить их на более узкие области. На основе формулировок экспертов, организаторы составляют более конкретные вопросы, специалисты отвечают на них, а аналитики фиксируют их ответы. Обработав ответы, аналитики предлагают специалистам посмотреть, как на тот же вопрос ответили их коллеги, и при желании изменить своё мнение. После этого, основываясь на полученных результатах, задают новые вопросы и снова делятся результатами с экспертами и предлагают им посмотреть, как ответили их коллеги.

Аналитики сообщают экспертам не конкретные ответы каждого из экспертов, а обобщённые выводы на основе их ответов.

Суть заключается в том, чтобы за несколько раундов все специалисты пришли к консенсусу по решению проблемы. Если согласия во мнениях достичь никак не получается — возможно, на более ранних этапах была допущена ошибка или проблема поставлена не совсем верно. Тогда лучше вернуться к этапу определения проблемы.

Аналитический этап

Аналитики сводят воедино все данные и на основе общего экспертного мнения выводят решение проблемы.

Провести все этапы метода Дельфи проще вместе с ЛидерТаск. Регистрируйтесь и используйте приложение для принятия решений!

Преимущества метода Дельфи

Независимость высказываний. Благодаря анонимности и дистанционности участники не поддаются влиянию авторитетов и свободно высказывают своё мнение. Этим метод Дельфи выгодно отличается, например, от “мозгового штурма”, когда участники знают и видят друг друга, и из-за этого более инициативные и активные могут задавить более спокойных участников своим напором. 

Структурированный сбор мнений. Метод позволяет собрать и проанализировать большое количество разных точек зрения. Это делает окончательное суждение более объективным, чем при ориентации на мнение одного-двух экспертов. А благодаря структурированию информации проще увидеть закономерности и сделать нужные выводы.

Адаптивность. Метод можно применять для поиска решения в любой сложной области: от медицины до бизнеса. 

Хотите использовать метод Дельфи для принятия решений в вашей компании? Регистрируйтесь в ЛидерТаск и проводите опросы эффективнее и проще!

Недостатки метода Дельфи и как их преодолеть

Дельфийский метод подвергался критике ещё в то время, когда был сформирован. У метода действительно есть ряд недостатков:

Временные и ресурсные затраты. Чтобы провести качественное исследование, надо потратить много времени и ресурсов: найти экспертов и договориться с ними, провести большую аналитическую работу. В целом, по времени исследование занимает от нескольких недель до месяца. Поэтому метод Дельфи обычно используют только для принятия серьёзных решений, от которых зависит стратегия развития бизнеса, иначе затраты на реализацию окажутся нерентабельными. Для более быстрого принятия решений можно использовать другие техники — о них писали здесь

Как решить: Чтобы тратить меньше времени на опрос, разработали специальный ускоренный вариант метода “Экспресс-Дельфи”. Вместо месяца, он занимает несколько часов, но для его реализации нужно специальное оборудование. Все участники находятся за компьютерами, которые объединены в общую сеть, замыкающуюся на руководителе. Эксперты отвечают и видят ответы коллег в реальном времени и оперативно оценивают их. Но из-за спешки теряется качество: специалисты не успевают дать объективную оценку и как следует обдумать ответы.

Также процесс опроса ускоряет наличие инструмента, который помогает структурировать информацию. Например, в ЛидерТаск можно вести базу экспертов: записывать контакты и всю необходимую информацию, прикладывать файлы любого формата. 

Например, в ЛидерТаск можно вести базу экспертов: записывать контакты и всю необходимую информацию, прикладывать файлы любого формата. 

А с помощью канбан-досок можно визуализировать процесс работы и организовать работу команды. Вы можете создать отдельную доску для проведения метода Дельфи, поставить задачи, назначить за них ответственных и следить за продвижением исследования, передвигая задачи в колонках по доске. 

А с помощью канбан-досок можно визуализировать процесс работы и организовать работу команды.

Хотите применить совет на практике? Установите ЛидерТаск и реализуйте метод Дельфи быстрее и проще!

Потеря ценных идей в погоне за консенсусом. За истину в методе Дельфи принимается усреднённое мнение, но не всегда оно является правильным. Тем более в погоне за консенсусом организаторы могут давить на экспертов, стремясь привести их к единой точке зрения там, где они к этому не готовы. Часто оригинальные и свежие идеи, высказанные одним человеком, но не получившие всеобщего одобрения, оказываются забыты.

Как решить: Чтобы избежать этого, можно обращать внимание на креативные решения, предложенные отдельными участниками, и при принятии решения ориентироваться не только на общее мнение, но и на них.

Результаты зависят от компетентности экспертов. Если специалисты подобраны не грамотно, то исследование либо зайдёт в тупик, либо его результаты будут ошибочными. 

Как решить: Это не столько недостаток, сколько риск при реализации метода: к каждому этапу его проведения и прежде всего к подбору экспертов следует подходить очень внимательно. 

Как использовать ЛидерТаск для проведения метода Дельфи

Мы уже кратко отметили некоторые возможности ЛидерТаск для структурирования информации и упрощения процесса обработки результатов. Здесь же дадим подробную инструкцию, как использовать сервис для реализации метода Дельфи:

  1. Создайте проект, в котором будет храниться вся информация и задачи по вопросу, который вы будете решать с помощью метода Дельфи. Это можно сделать с помощью соответствующей иконки в меню с левой стороны. В нашем примере компания собирается запустить рекламную кампанию с использованием искусственного интеллекта и хочет провести исследование, чтобы выяснить рентабельность и целесообразность этого проекта.
Создайте проект, в котором будет храниться вся информация и задачи по вопросу, который вы будете решать с помощью метода Дельфи
  1. Внутри проекта вы можете создавать задачи и поручать их сотрудникам, а также использовать задачи как базу знаний. Например, создать отдельную задачу для каждого эксперта и подробно прописать в ней контакты и все необходимые сведения об этом человеке.
Внутри проекта вы можете создавать задачи и поручать их сотрудникам, а также использовать задачи как базу знаний.
  1. Создайте канбан-доску и размещайте задачи там, чтобы следить за процессом и видеть прогресс. 
  1. Вы можете делить задачи на подзадачи, создавать чек-листы и назначать ответственного за задачу. 
Вы можете делить задачи на подзадачи, создавать чек-листы и назначать ответственного за задачу. 
  1. Вы можете создавать опросы в любой удобной вам системе, например, в Google Forms и прикреплять их к задаче в виде ссылки. Так же можно поступать и с обработанными результатами: обрабатывать их, например, в таблице Google и давать в задаче ссылку на неё. Таким образом вся система аналитики будет систематизирована в одном месте.
Вы можете создавать опросы в любой удобной вам системе, например, в Google Forms и прикреплять их к задаче в виде ссылки.

Метод Дельфи — хороший выбор, когда надо принять важное решение в управлении и оценить возможные риски. Благодаря ЛидерТаск всю информацию по исследованию можно структурировать в одном месте, создать опрос и обработать результаты. Регистрируйтесь в ЛидерТаск, чтобы упростить процесс принятия решений!

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Скачай бесплатный умный планировщик (50+ возможностей в одном приложении)
Ставьте цели, планируйте задачи и достигайте их в 3 раза быстрее
Скачать бесплатноbla
Похожие статьи
***
9 способов как повысить результативность работы9 способов как повысить результативность работы

Многие из нас сталкиваются с трудностями в поддержании высокой производительности на протяжении рабочего дня. Перегрузка информацией, непрерывные отвлекающие факторы и плохое планирование, могут значительно замедлить нашу эффективность. В этой статье мы рассмотрим 9 проверенных советов, которые помогут ускорить выполнение работы. Планируйте задачи заранее Структурируйте задачи, например, с вечера на следующий день. Такой подход поможет вам… Читать далее 9 способов как повысить результативность работы

Календарь на сентябрь 2024Календарь на сентябрь 2024

Календарные дни в Сентябре 2024 Календарных дней: 30 Выходных и праздничных: 9 Рабочих дней: 21 Сентябрь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Норма отработки… Читать далее Календарь на сентябрь 2024

Топ-4 приложения, которые помогут создать идеальный контент-планТоп-4 приложения, которые помогут создать идеальный контент-план

Составление эффективного контент-плана становится ключевым навыком для любого SMM-специалиста, копирайтера или маркетолога. Но часто это отнимает много времени. Сегодня я расскажу, какими приложениями для составления контент-плана пользуюсь сама и какие сервисы помогают мне сэкономить время при работе с ним. В этой подборке рассмотрим их преимущества, особенности функций и тарифы, чтобы вы могли выбрать оптимальный вариант… Читать далее Топ-4 приложения, которые помогут создать идеальный контент-план